Eldian 13 июн 2011, 08:38
точка же стоит - значит начал!!)
Вот что написано в википедии
Рутульцы (мыхадабыр, мыхадар, рутул, лычекды)[1] — коренное население юго-западной части Южного Дагестана (Рутульский и Бабаюртовский Кизлярский районы), а также северо-восточного Азербайджана (Шекинский район).[2] Ислам суннитского толка начал распространяться среди рутульцев с VII века. Наиболее ранние попытки арабов утвердиться в Дагестане относятся к VII в., и на территории рутулов они имели наибольший успех. Об этом свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе — надгробная плита шейха Магомеда-ибн-Асада-ибн-Мугал, погребенного в Хнове в 675 г.н. э.[3] О ранней исламизации рутулов свидетельствуют и самые ранние в горах Дагестана памятники строительной эпиграфики, найденные в некоторых селах рутулов. Это камень в стене здания мечети селения Лучек, на котором высечен текст хронографа на арабском языке, относящего утверждение ислама здесь к 128 г. хиджры, то есть 745—746 гг..[4] Другой камень с текстом хронографа сохранился в мечети селения Ихрек, в нём говорится «о восстановлении разрушенной мечети в 407 г. хиджры» [5] По результатам переписи 2002 г. численность рутульцев — 30 тыс. чел.
Название
Этноним «рутулы» связан с наименованием наиболее многочисленного селения — Рутул, самоназвание Мыхӏаӏд, а язык рутулов — мыхӏаӏнаады чӏел. До сих пор остается невыясненным вопрос происхождения самого термина «рутул». Из-за отсутствия подобного термина в лексиконе и топонимике самих рутулов и их соседей мы склонны считать его привнесённым. Единственным источником, упоминающим слово «рутул», является поэма Клавдия Рутилия Намациана «О возвращении своем из Рима в Галию», где говорится: «…И, как Виргилий поэт, правнук Рутульских царей». Сам Рутилий являлся сыном рутульского царя Волуза.[6]
Из истории письменности
С прониконовением ислама широкое распространение получили арабская письменность и арабская литература, которые способствовали тому, что сами аборигены стали запечатлевать некоторые исторические сведения в различных хрониках, надгробных плитах, на строительных камнях, сооружаемых в стенах мечетей и минаретов. Эти сведения и являются единственным «архивом» исторического прошлого всех народов Дагестана.
В этом отношении особенно отличался Самурский округ, который называли «центральным пунктом арабской колонизации в Дагестане»[7]. Это сказалось на распространении арабских надписей, сделанных куфическим письмом. Л. И. Лавров называет верховье р. Самур, где проживают рутулы, «самым богатым на Кавказе районом распространения куфических надписей»[8]. Такое обилие куфических надписей на сравнительно небольшой территории, населённой рутулами, доказывает, что «там (на территории рутулов) преимущественно и скорее, чем где-либо, принялся и привился арабский элемент, привнесённый туда последователями пророка (мир ему), что эпохой процветания его должно считать конец XII и начало XIII вв.[9]
Численность в России
По переписи населения 2002 года в России проживало 30 тыс. рутульцев, из них в Дагестане — 24,3 тыс. Сельских жителей среди рутульцев около 50 %. Рутулы по численности занимают седьмое место среди коренных народностей Дагестана. Имеющиеся данные отмечают то рост, то уменьшение численности рутулов. За период с 1868 по 1989 гг., то есть более чем за 100 лет, численность рутулов не только не выросла, как у других народов Дагестана, но даже уменьшилась к 1959 г. в 2 раза. Это результат неправильной национальной полититки, когда поощрялась искусственная консолидация малых народов. В результате часть дагестанских рутулов стала лезгинами, а те, которые проживали в Азербайджане, — азербайджанцами.
Расселение
Рутульские аулы расположены в трех обособленных регионах:
долина рек Самур и Ругъул-Самур: Рутул, Лучек, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Амсар, Кина, Вуруш, Джилихур, Кала, Ума, Пилек, Хунюх, Нацма, Фартма, Куфа, Фучох, Киче.
долина реки Ахцехвац: и Борч в Рутульском районе;
селение Рыбалко Кизлярского района,*селение Нов.Борч и