• Список форумов Тематические форумы Генетика
  • ОСЕТИНО-ВАЙНАХСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

    ОСЕТИНО-ВАЙНАХСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

    Сообщение antonXZ 04 июн 2011, 14:10

    http://www.chechen.org/120-osetino-vajjnakhskie-jetn...

    Зарождение осетипо-вайнахских этнокультурных контактов сле­дует относить, видимо, 1{ IV в. н. э.— эпохе появления па Кав­казе алан и активному политическому и культурному влиянию их на местные народы. Эта важная историко-культурная проб­лема — длительное взаимодействие алан, иранцев по языку и культуре и коренных обитателей Северного Кавказа — в истори­ческой литературе до сих пор остается малоизученной. Отдель­ные ее аспекты рассматривались лингвистами и археологами'. Предметом специальных исследований дореволюционных и со­ветских авторов стали исторические и культурные связи осетин с пародами соседних районов Кавказа — балкарцами, карачаев­цами, абхазами, грузинами — сванами и мегрелами 2.

    В данной работе предпринята попытка рассмотреть этнокуль­турные связи осетин с народами восточной части Северного Кав­каза—вайпахами (чеченцами и ингушами), проявляющиеся в материальной и духовной культуре, обычаях, верованиях, в эпо­се. Такая культурная общность — результат не только этнокуль­турных связей этносов. Во многом она объясняется сходством прнродно-географических условий, участием в этногенезе осетин и вайнахов общих этнических компонентов — древпекавказского и иранского. Но это особая тема исследования. Нас же интере­суют общие черты в культуре осетин и вайнахов как результат их давних этнокультурных связей (хотя вполне четко опреде­лить именно этот культурный пласт не всегда удается).

    В основе настоящей статьи — свидетельства нарративных источников преимущественно XVIII—XIX вв., а также полевые материалы, собиравшиеся автором на Северном Кавказе в тече­ние многих лет (начиная с 1950-х годов) экспедиционной работы.

    Сходство элементов материальной и духовной культуры вай­нахов и осетин, их обрядности, верований давно отмечено мно­гими бытописателями прошлого. Грузинский географ XVIII в. Вахуштп, хорошо знакомый с жизнью горцев Центрального Кав­каза, писал, что ингуши и чеченцы «одинаковы с овсами (осе­тинами.— Б. К.) верованиями, нравами, поступками, обычая­ми» 3. На культурную общность осетин и вайнахов (главнымобразом ингушей) обратил внимание А. М. Шегрен. Не исклю­чено, что отмеченная культурная общность осетин и ингушей была главной причиной создания в 1774 г. Духовной комиссии для восстановления христианства, действовавшей в среде имен­но этих двух народов''.
    Аватара пользователя
    antonXZ

     
    Сообщения: 124
    Зарегистрирован: 10 май 2011, 07:08

    Re: ОСЕТИНО-ВАЙНАХСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

    Сообщение antonXZ 04 июн 2011, 14:11

    В XIX в. П. И. Грабовский, хорошо знавший быт чеченцев и ингушей, в своей работе привел множество фактов осетиио-вайнахских параллелей в дохристианских верованиях (боя^ества, культы, празднества), обрядах и обычаях, фольклоре, в нартских сказаниях; он же обратил внимание на общие черты в погре­бальных и крепостных сооруя?ениях этих народов5. Такого я^е рода сведения приводят в своих работах В. Ф. Миллер в, Б. Дал-гат7, Г. Вертепов и другие, изучавшие быт и культуру осетин и вайнахских народов. Г. Вертепов, например, характеризуя этно­культурные контакты осетин и ингушей Джерахского ущелья, уходящие, по его словам, в глубь веков, отмечал, в частности, что у них «свадебные обычаи, обряды во время родов, при вы­боре имени для ребенка и т. п. ... почти совершенно одинако­вы». Он объяснял такую общность смешанными осетино-ингуш­скими браками, которые действительно были очень распростра­нены меясду осетинами и ингугаами-дя?ераховцами. «Занести именно эту категорию обычаев и обрядов к ингушам,— пишет он,— могли только невесты и матери: если бы заимствование обычаев было результатом внешних сношений двух племен, то оно сказалось бы скорее в других сферах жизни» 8.

    Из работ советских исследователей по этнографии вайнахов преяеде всего следует назвать работу Л. П. Семенова, в которой обстоятельно раскрыты многие элементы материальной и духов­ной культуры ингушей, путем сравнительного анализа выявлены общие черты с культурой осетин. По мнению автора, приведен­ный им обширный материал «ярко свидетельствует о давности и глубине культурного и экономического общения Ингушетии и Осетии» 9.
    Аватара пользователя
    antonXZ

     
    Сообщения: 124
    Зарегистрирован: 10 май 2011, 07:08

    Re: ОСЕТИНО-ВАЙНАХСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

    Сообщение antonXZ 04 июн 2011, 14:11

    Осетины издавна называют ингушей двумя именами: мгехъ-хъкл и хъулгъа, чеченцев — цкцхйнаг. Более вероятно, что этно­ним махъхъял, которым осетины называют ингушей ущелья Армхи — по-осетински р. Махъхъхлдон, появился у них раньше этнонима хъулгъа (от самоназвания ингушей г1алг1ай). Этно­ним хъулгъа, возмояшо, возник в осетинском языке с переселе­нием ингушей на равнину, но не получил широкого распростра­нения. Чаще всего именем хъулгъа называли страну ингушей. «Он из хъулгъа» означало, что он из Ингушетии. В настоящее время название хъулгъа почти исчезло из осетинского языка и осетины называют ингушей этнонимом махъхъхл.

    Этимология этого этнического названия интересно показана А. Н. Генко в его работе «Из культурного прошлого ингушей». «Эрзий (Арзии), т. е. с. Эрзи (в ущелье Армхи.— Б. Л*.),—пи­шет он,—значит по-ингушски «орел», а махъхъал, по объясне­нию некоторых ингушей,—название птицы вроде орла; в чеченском ... (по Услару) — орел, махъхъал, коршун»10. Ограничи­ваясь этим указанием, можно полагать, что название махъхъал сначала было воспринято соседними осетинами-тагаурцами, а от них — жителями других районов Осетии. Чеченцы и ингуши на­зывают всех осетин х1ири, т. е. именем этнической группы осе-тин-иропцеви, с которой вайнахи веками соседствовали и обща­лись.

    Отражение слолшых этногепетических процессов, происходив­ших в древности в пределах Центрального Кавказа, мы находим в исторических преданиях осетин и ингушей. «Как мы можем резонно полагать, первое проникновение иранской речи на Се­верный Кавказ,— пишет Е. И. Крупнов,— приходится на VII— VI вв. до п. э. ...Этим было положено лишь начало языковой ирапизации некоторых групп местного кавказского населения»52. Этот процесс был длительным и сложным, что в какой-то мере подтверждается археологическими материалами13. Можно пола­гать, что отзвуки такого рода событий, в частности миграций алан на восток, отразились в осетинских преданиях. В одном из них повествуется о поселении в центре Куртатинского ущелья по р. Фиагдон братьев Курта и Тага — родоначальников Курта­тинского и Тагаурского обществ Осетии, вышедших из соседне­го Алагирского ущелья (крупный центр алан-осетин). В Ала-гирском ущелье в средние века жили древние осетинские роды, в их числе и знаменитая фамилия Царазоновых — потомки ле­гендарного Ос-Багатора, от которого ведут свое происхоягдение многие фамилии Северной и Южной Осетии14.
    Аватара пользователя
    antonXZ

     
    Сообщения: 124
    Зарегистрирован: 10 май 2011, 07:08

    Re: ОСЕТИНО-ВАЙНАХСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

    Сообщение tano 07 июн 2011, 11:52

    www.ghalghay.com/category/свод-ингушских-фамилий/
    Фамилии:

    ингушские – осетинские

    Тазиевы - Тезитæ
    Татаевы - Тататæ
    Татриевы - Татратæ
    Тебоевы - Теботæ
    Точиевы - Точитæ
    Цоголовы - Цæголтæ
    Цокоевы – Цокотæ
    Цолоевы – Цæлойтæ
    Цукиевы – Цъугкитæ
    Цуровы – Цуратæ
    Цуроевы (Цориевы) – Цоритæ
    Чабиевы – Цабайтæ
    Чаплоевы – Чаплатæ
    Чопановы – Цопантæ
    Шанахоевы – Санахъотæ
    Хабиевы – Хабитæ
    Хаблиевы – Хæблиатæ
    Хадзиевы – Хадзитæ
    Хакиевы – Хахъитæ
    Хаматхановы – Хæмæтхъанатæ
    Хасиевы – Хаситæ
    Хатаевы – Хататæ
    Хаутиевы – Хаутатæ
    Хациевы – Хацъитæ
    Хашиевы – Хæситæ
    Хидировы – Хидыртæ
    Хугаевы – Хуыгатæ
    Хутиевы – Хуытъиатæ
    Хучиевы – Хуыцъиатæ
    Сагиевы – Сагетæ
    Саутиевы – Саутиатæ
    Сукиевы – Сугкойтæ
    Сурхоевы – Сурхаутæ
    Плиевы – Плитæ
    Озиевы – Озитæ
    Мамиевы – Мамитæ
    Мамсуровы – Мамсыратæ
    Марзиевы – Мæрзатæ
    Мархиевы – Мæргъитæ
    Медовы – Медойтæ
    Мержоевы – Мирзойтæ
    Мизиговы – Мизигатæ
    Муртузовы – Муртазтæ
    Мусоевы – Мсойтæ
    Льяновы – Лиантæ
    Кадиевы – Кадитæ
    Канатовы – Кънататæ
    Келоевы – Къелойтæ
    Козыревы – Кодзыртæ
    Колоевы – Колотæ
    Кучиевы – Кучитæ
    Изнауровы – Æзнауртæ
    Итазовы – Итазатæ
    Зараховы – Дзæрæхатæ
    Зангиевы – Зæнджиатæ
    Зуриевы – Зуриатæ
    Дадиевы – Дадитæ
    Дарчиевы – Дарчитæ
    Джанаевы – Джанайтæ
    Джимиевы – Джимитæ
    Дзарахоховы – Дзæрæхохтæ
    Дзортовы – Дзоратæ, Зортатæ
    Долаевы – Дулатæ
    Дудаевы – Дудайтæ
    Дударовы – Дударатæ
    Дудурхановы — выходцы из Осетии))))
    Гагиевы – Гагиатæ
    Гадиевы – Гæдиатæ
    Ганиевы – Ганитæ
    Гайтовы — выходцы из Осетии.
    Гациевы – Гацытæ
    Гетагазовы – Гетагъазтæ
    Губиевы – Губиатæ
    Гудиевы – Гудиатæ
    Гулиевы – Гулитæ
    Губаевы – Гуыбатæ
    Багаевы – Багатæ
    Багиевы – Бæгъиатæ
    Базиевы – Бæзитæ
    Байсагуровы – Байсонгъуртæ
    Бакоевы – Бакотæ
    Балаевы – Балатæ
    Балокоевы – Баликъотæ
    Бориевы – Борæтæ
    Батыровы – Батæратæ
    Бацаевы – Бæцатæ
    Бедоевы — выходцы из Осетии
    Батаевы – Бататæ
    Бибиловы – Бибылтæ
    Бисаевы – Бесатæ
    Битиевы – Битетæ
    Абаевы – Абайтæ
    Аликовы – Алыккатæ

    и это не все...
    Аватара пользователя
    tano

     
    Сообщения: 247
    Зарегистрирован: 13 май 2011, 02:10

    Re: ОСЕТИНО-ВАЙНАХСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

    Сообщение tano 07 июн 2011, 11:54

    Назар Мамилов (Ингуш - Т.Т.) - «Даур-Бек поссорился с дядей своим Андом, из-за чего оставил Кистинию и переселился к джераховцам, где пользовался всеми преимуществами, какими пользовались тагаурцы, заключал с ними браки, брал пошлины за проезд или провоз товаров по Военно-Грузинской дороге и управлял кавдасардами наравне с тагаурцами. После него пользовались этими правами сын его Шейлынк, внук Багамет и правнук Тачь и отец наш Дударуко, который почти ежегодно был приглашаем грузинским царем Ираклием...»

    В. В. Скитский. К вопросу о феодальных отношениях и истории ингушского народа. «Изв. Чечено-Ингушского НИИ истории, языка и литературы», т. I. вып. I (история), Грозный, 1959, стр. 188.
    Аватара пользователя
    tano

     
    Сообщения: 247
    Зарегистрирован: 13 май 2011, 02:10

    Re: ОСЕТИНО-ВАЙНАХСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

    Сообщение tano 07 июн 2011, 12:04

    «По преданию. - пишет Б.А. Калоев, - основателем сел. Андитикау был ингуш, скрывающийся от кровной мести в горах Осетии. В современной Ингушетии (в Назрановском районе) у Андиевых имеются однофамильцы Яндиевы, что свидетельствует об ингушском происхождении этой фамилии».

    По рассказам старшего поколения ингушей, ингушские фамилии Гойговы и Томовы являются выходцами из Осетии. “Старшее поколение еще помнит, -писал известный осетинский этнограф А.Х. Магометов, - с какими почестями принимали в осетинских селах ингушей, приезжавших к своим родственникам-осетинам, и какие устраивали в их честь торжества”
    Аватара пользователя
    tano

     
    Сообщения: 247
    Зарегистрирован: 13 май 2011, 02:10

    Re: ОСЕТИНО-ВАЙНАХСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

    Сообщение Laurie 09 июн 2011, 10:56

    #4 некоторые фамилии похожи на Карачаево-Балкарские.
    Аватара пользователя
    Laurie

     
    Сообщения: 48
    Зарегистрирован: 26 май 2011, 01:19

    Re: ОСЕТИНО-ВАЙНАХСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

    Сообщение Laurie 13 июн 2011, 01:35

    ингушские-осетинские-карачаево-балкарские...набросал чуть чуть

    Татаевы – Тататæ-Татаевы
    Татриевы – Татратæ-Татрукаевы?
    Тебоевы – Теботæ-Тебуевы
    Цуроевы (Цориевы) – Цоритæ-Цораевы
    Чопановы – Цопантæ-Чопановы
    Шанахоевы – Санахъотæ-Шанаевы?
    Хабиевы – Хабитæ-Хабичевы или Хубиевы или Хибиевы или Хыбыевы?
    Хасиевы – Хаситæ-Хасаевы?
    Хациевы – Хацъитæ-Хачиевы?
    Хутиевы – Хуытъиатæ-Хутовы или Хутуевы?
    Хучиевы – Хуыцъиатæ-Хучуевы или Хучинаевы?(еще есть Хучнашевы)
    Мамсуровы – Мамсыратæ-Мамсуровы
    Медовы – Медойтæ—Метовы?
    Мержоевы – Мирзойтæ-Мирзоевы?
    Мизиговы – Мизигатæ-Мизиевы?
    Муртузовы – Муртазтæ--Муртазовы?
    Мусоевы – Мсойтæ-Мусоевы
    Кадиевы – Кадитæ-Кадиевы
    Дадиевы – Дадитæ-Даттиевы?
    Гадиевы – Гæдиатæ-Гадиевы
    Гациевы – Гацытæ-Гачиевы?
    Гудиевы – Гудиатæ-Гудуевы?
    Гулиевы – Гулитæ-Гулиевы
    Багаевы – Багатæ-Бакаевы?
    Базиевы – Бæзитæ-Бозиевы
    Балаевы – Балатæ-Балаевы
    Батыровы – Батæратæ-Батыровы
    Бацаевы – Бæцатæ-Бацаевы
    Батаевы – Бататæ-Батаевы
    Битиевы – Битетæ-Биттировы?
    Абаевы – Абайтæ-Абаевы
    Аликовы – Алыккатæ-Аликаевы?
    Аватара пользователя
    Laurie

     
    Сообщения: 48
    Зарегистрирован: 26 май 2011, 01:19

    Re: ОСЕТИНО-ВАЙНАХСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

    Сообщение antonXZ 13 июн 2011, 01:50

    МашАллах !
    все мы братья.
    Аватара пользователя
    antonXZ

     
    Сообщения: 124
    Зарегистрирован: 10 май 2011, 07:08

    Re: ОСЕТИНО-ВАЙНАХСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

    Сообщение tano 13 июн 2011, 07:48

    теперь бы еще этимологии и происхождение этих фомилий узнать).. а то большинство лишь созвучные, типа Кузнецовых и Ковалевых у славян))

    Наши Батыровы и например Батыровы Казахстана явно не родня))...

    Так чисто вайнахское - Калой, в фамилии Калоевых осетин...говорит или об их происхождении вайнахском, либо о давней любви к вайнахским именам осетинской фамилии Калоевых. То же возможно и с Бацой, Чехой, Ценой, Мерзой....

    короче интересно это все)
    Аватара пользователя
    tano

     
    Сообщения: 247
    Зарегистрирован: 13 май 2011, 02:10

    След.

    Вернуться в Генетика

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


    cron