http://www.chechen.org/120-osetino-vajjnakhskie-jetn...
Зарождение осетипо-вайнахских этнокультурных контактов следует относить, видимо, 1{ IV в. н. э.— эпохе появления па Кавказе алан и активному политическому и культурному влиянию их на местные народы. Эта важная историко-культурная проблема — длительное взаимодействие алан, иранцев по языку и культуре и коренных обитателей Северного Кавказа — в исторической литературе до сих пор остается малоизученной. Отдельные ее аспекты рассматривались лингвистами и археологами'. Предметом специальных исследований дореволюционных и советских авторов стали исторические и культурные связи осетин с пародами соседних районов Кавказа — балкарцами, карачаевцами, абхазами, грузинами — сванами и мегрелами 2.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть этнокультурные связи осетин с народами восточной части Северного Кавказа—вайпахами (чеченцами и ингушами), проявляющиеся в материальной и духовной культуре, обычаях, верованиях, в эпосе. Такая культурная общность — результат не только этнокультурных связей этносов. Во многом она объясняется сходством прнродно-географических условий, участием в этногенезе осетин и вайнахов общих этнических компонентов — древпекавказского и иранского. Но это особая тема исследования. Нас же интересуют общие черты в культуре осетин и вайнахов как результат их давних этнокультурных связей (хотя вполне четко определить именно этот культурный пласт не всегда удается).
В основе настоящей статьи — свидетельства нарративных источников преимущественно XVIII—XIX вв., а также полевые материалы, собиравшиеся автором на Северном Кавказе в течение многих лет (начиная с 1950-х годов) экспедиционной работы.
Сходство элементов материальной и духовной культуры вайнахов и осетин, их обрядности, верований давно отмечено многими бытописателями прошлого. Грузинский географ XVIII в. Вахуштп, хорошо знакомый с жизнью горцев Центрального Кавказа, писал, что ингуши и чеченцы «одинаковы с овсами (осетинами.— Б. К.) верованиями, нравами, поступками, обычаями» 3. На культурную общность осетин и вайнахов (главнымобразом ингушей) обратил внимание А. М. Шегрен. Не исключено, что отмеченная культурная общность осетин и ингушей была главной причиной создания в 1774 г. Духовной комиссии для восстановления христианства, действовавшей в среде именно этих двух народов''.