Начало становления ислама в Чечне и Ингушетии датируется с VII века, а окончательное принятие ислама связано с серединой XIX века. В отличии от Западного Кавказа, на Востоке вайнахи оказались активно втянуты в Кавказскую войну, поддержав ее основных лидеров и идейную базу – ислам. Так, весной 1785 года в Чечне появился мусульманский проповедник - шейх Мансур, или Ушурма, который, стремясь объединить горцев для борьбы с царскими колонизаторами, в своих публичных выступлениях призывал их к газавату, или "священной войне" против "неверных". Таким образом, идеологической основой, позволившей частично консолидировать в антиколониальной борьбе разноплеменное и политически разобщенное кавказское население, стал ислам. Ислам на Северном Кавказе (в Дагестане) стал распространяться еще во времена Арабского халифата, но его утверждение в качестве господствующей религии для большинства местных народов - значительно более позднее явление. Так, к вайнахам на плоскость и в предгорья это учение проникло не ранее XV-XVI веков, а в нагорной части Чечни и Ингушетии влияние мусульманства было слабым и в XVII-XVIII веках. Известно, что ингушские старейшины присягали в XVIII - начале XIX века не на Коране, а именем своих языческих богов, хотя к этому времени мусульманство уже бытовало среди определенной части ингушей .
В 20-х годах XIX века на Северо-Восточном Кавказе начинается новое объединительное движение, проходившее под знаменем "мюридизма" - одной из разновидностей ислама , в результате которого в горах Дагестана и Чечни образовалось теократическое государство - имамат. В 1834 году его возглавил аварец Шамиль (1797-1871), талантливый государственный деятель и полководец. Под его руководством чеченцы и дагестанцы еще 25 лет отстаивали свою независимость в борьбе с Российской империей.
Кроме открытого вооруженного сопротивления в Чечне в начале 60-х годов XIX века возникло религиозно-мистическое движение - зикризм (араб. зикруллах - молитвословие). Его проповедник - шейх Кунта-Хаджи, сын Киши, из чеченского селения Илсхан-Юрт, человек, известный честным образом жизни, строгой нравственностью и трудолюбием, призывал к миру и любви к ближнему. От своих последователей (мюридов) Кунта требовал соблюдать шариат, а выход из всех бед, обрушившихся на людей, искать у Бога, уповать только на его милость. Кунта-Хаджи проповедовал среди чеченцев и ингушей ислам в форме кадырийского тариката суфизма .