• Список форумов Тематические форумы Генетика
  • Этнопсихология кавказцев.

    Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:05

    Лезгины мало искусны в хищничестве. Им не известна та отважность, решительность и предприимчивость в набегах, которыми отличались вообще чеченцы. Иначе и не могло быть, потому что между лезгинами не являлось удалых предводителей. Один только Хаджи-Мурад способен был совершать лихие наезды. Да и не могли образоваться лихие наездники в такой гористой стране, как Дагестан; а по скудости природы и неимению пастбищ не было возможности вскармливать и содержать лошадей.

    Но зато лезгин более самостоятелен, тверд и непоколебим в защите своих аулов. Здесь он являлся вполне героем. Гергебиль, Чох, Салты и другие служат тому разительным примером. Такой безотчетной храбрости и самоотвержения чеченцы уже не оказывали даже при обороне Дарго и Веденя; да и не могло быть иначе, судя по природе и сооружению самих лезгинских аулов.

    Много труда и усилий стоит лезгину построить саклю, обработать ниву, взростить несколько виноградных лоз или фруктовых деревьев, по причине большего недостатка в плодоносной земле и лесных материалах. Ведь все скалы, а потому камня хотя много, но лесу нет даже для балок и потолка.

    Для лезгина лишиться сакли, даже в том случае, если его имущество в безопасности - большое наказание. Чеченец же в таком случае без сожаления расстается с своим жильем и нивами, потому что, имея избыток в лесе, может быстро построить себе новую саклю и найдет в другом месте удобную землю для посева пшена или кукурузы.

    Лезгин резко отличается от шамкальца, даргинца, акушинца, кубанца и вообще жителя плоскости. Эти последние изнежены, раболепны и слабы телом и душою; лезгин же, напротив, крепок физически, силен духом и высоко ценит свободу и независимость, умея стойко защищать себя.

    Лезгин хотя грубее, дичее шамхальца или кумыка, но он не уступит им в здравомыслии, дальновидности, наблюдательности и хитрости; не лишен способности узнавать людей по первому взгляду или слову.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:07

    Основные детерминанты поведения представителей Северного Кавказа: история и современность.

    Павлова О.С., к.п.н.
    декан социально-психологического
    факультета МОСА.

    Воспитание современной молодежи невозможно без создания национальной государственной идеи, фундаментом которой должен стать интернационализм. При этом необходимо учитывать важнейшую мировую тенденцию последних десятилетий: усиление этнического самосознания народов, что, как известно, усугубляет различия между этносами, населяющими нашу многонациональную Родину. Очевидно, что оптимальная межкультурная коммуникация должна строиться на знании этнических и культурно-исторических особенностей народов, поиске общих и частных черт национального менталитета.

    Особенно остро межнациональные противоречия проявляются во взаимоотношениях представителей славянских народов и народов Северного Кавказа. Войны и экономическая нестабильность этого региона привели к массовым миграциям народов, издавна там проживающих, по всей территории России. В сознании обывателей Северный Кавказ – это земля, где проживают воинственно настроенные мусульмане, живущие по законам шариата и творящие джихад; это источник постоянной опасности для всей России. Между тем, Северный Кавказ – это десять субъектов РФ, из которых официальная власть Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской области и Северной Осетии причисляет себя к православному миру, а в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечне и Дагестане местная власть считает основной религией ислам. Следует оговориться, что во второй группе только в части республик преобладает мусульманское население (или, скорее, народы, некогда принявшие ислам, так как влияние этой религии на кабардинцев, черкесов и адыгейцев незначительно), в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее основная масса населения — русские или представители других немусульманских народов (украинцы, армяне, евреи). А в глазах общественности создается некий образ единого мусульманского, враждебного для православия (читай «для всей России», т.к. 80% населения РФ - русские, т.е., православные), мира.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:07

    Таким образом, объединение территории Северного Кавказа в единый национально-религиозный регион, по меньшей мере, поверхностно, а зачастую даже опасно. В отношении национального состава северокавказский регион представляет собой весьма неоднородную территорию, населенную множеством этносов. Часть из них достаточно многочисленны, другие представлены несколькими сотнями людей. Многие народы имеют свой язык, некоторые же утратили его или влились в более крупные языковые семьи. Одни народы принадлежат к автохтонным народам Кавказа, другие же переселились на эту территорию сравнительно недавно. Эти и многие другие факторы оказывают существенное влияние на поведение представителей Северного Кавказа. Настоящая работа посвящена изучению основных детерминант поведения представителей различных кавказских народов, которое необходимо для налаживания межкультурной коммуникации не только в данном регионе, но и по всей России.

    Основываясь на мнениях различных ученых, обращающих свой взор к изучению поведения представителей Северного Кавказа, можно сделать предположение, что основными факторами, определяющими поступки людей, являются следующие:
    Традиционно высокий уровень религиозности населения Северного Кавказа.
    Этикетность кавказских культур, закрепленная в соответствующих кодексах чести народов: «нохчалла» – у чеченцев, «гlалгlай эздел» – у ингушей, «адыгэ хабзэ» у адыгов (кабардинцев, черкесов, адыгейцев) и др.
    Сильное влияние адатного (обычного) права, до сих пор регламентирующего поведение людей и стоящего порой выше общегосударственного закона.
    Коллективистический характер культуры кавказских обществ.

    Именно эти факторы, на наш взгляд, определяют отношения представителей народов между собой, с другими народами, и, в конечном счете, влияют на восприятие и оценку их поведения со стороны других народов, например, русских.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:07

    Рассмотрим последовательно эти факторы на примере народов, принадлежащих к двум языковым семьям: адыги (кабардинцы, черкесы, адыгейцы) и вайнахи (чеченцы и ингуши). Интерес именно к этим народам обусловлен тем, что эти этносы являются титульными в пяти республиках Северного Кавказа. Основными методами, используемыми в данной работе, были: анализ литературы по данной проблеме (психологической, исторической, этнографической, художественной и др.), метод включенного наблюдения (во время поездок автора в 2007-2008 году в Ингушетию, Адыгею, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию), метод беседы с представителями вайнахов и адыгов, проживающих в Москве и в вышеназванных республиках. Мы отдаем себе отчет в том, что привлечение эмпирических данных возможно подтвердит или опровергнет собранный материал, и ставим задачу дальнейшего изучения поставленных перед исследованием проблем.

    Адыги относятся к абхазо-адыгской языковой семье, в состав которой входят пять языков: абхазский, абазинский, кабардинский, адыгейский, и убыхский (ныне мертвый язык, т.к. недавно скончался последний убых). Согласно переписи населения 2002 года численность адыгов в России около 710 тыс.человек (адыгейцы – 129 тыс.человек, кабардинцы – 520 тыс.человек, черкесы – 61 тыс.человек). По всему миру в настоящее время, согласно данным представителей адыгской диаспоры, проживают около 5-7 млн. адыгов, переселившихся из России в разное время, например в годы Кавказской войны (1753-1864 годы). Все эти народы принадлежат к автохтонным народам Северного Кавказа и имеют этноним «адыгэ», иноназвание «черкесы». Всемирную известность народ приобрел благодаря черкеске – национальному костюму, который является одним из пяти классических типов мировой одежды и стал одним из символов Кавказа.

    Нахская языковая семья насчитывает три языка: чеченский (на нем говорят около 1361 тыс. чеченцев), ингушский (ингушей 412 тыс.человек) и народ, проживающий на территории Грузии – бацбийцы (около 3 тыс. человек). Таким образом, представителей нахской языковой группы в России около 1 773 тыс. человек. Часть чеченцев и ингушей проживают в настоящее время в Средней Азии, куда были сосланы в 1944 году Сталиным.

    Самоназвание ингушей - «гIалгIай» большинством ученых переводится как «обитатели, жители башен». Ингушские башни также являются одним из символов Северного Кавказа (так, башенный замковый комплекс Вовнушки лидирует в конкурсе «Семь чудес России», проводимом телеканалом РТР). Ингуши - это русское название народа, впервые в русских источниках появилось в XVIII веке и происходит от названия основанного ингушами в конце XVII века селения Ангушт - одного из первых поселений на равнине.

    Чеченцы – самый многочисленный народ Северного Кавказа. Этноним чеченцев – «нохчо», (древнейшее название – «нахча», что позволяет перевести этот термин от вайнахского слова «нах» - народ, люди).
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:07

    1. Ислам в жизни адыгов и вайнахов.

    Обратимся к историческому анализу данного вопроса. Мусульманство на Северном Кавказе устанавливалось долго и неоднозначно. Северный Кавказ всегда был границей между Россией и Турцией, между исламским и христианским миром. Для адыгов принятие ислама было способом борьбы против колониальной политики России, хотя сами адыги никогда религиозными фанатиками не являлись и сейчас лишь номинально считают себя мусульманами .

    Процесс распространения ислама на Северо-Западном Кавказе начался в XIV веке. Адыги знакомились с догматикой и культовой практикой ислама через торговые, военные контакты и отношения аталычества с Золотой Ордой, соседним государством, официально заявившим об исламе как о своей государственной религии в начале XIV века. В дальнейшем учение Мухаммеда распространялось на Северо-Западный Кавказ из Дагестана, Османской империи и Крымского ханства. Активизация антиколониальной борьбы против российского проникновения на Кавказ способствовала ускорению принятия ислама прежде всего как идеологической основы консолидации адыгского этноса.

    Основной чертой исторического и современного значения ислама в жизни адыгов надо назвать следующую: ислам проник в жизнь адыгов в тех пределах, в которых он не противоречил морально-этическому кодексу адыгэ хабзэ . Осознавая себя членами мусульманской уммы, адыги остались привержены своим традиционным ценностям и представлениям об обществе, о времени, о судьбе и личном достоинстве. «...Ислам выступал для адыгов не как альтернатива, а как дополнение, лишнее подтверждение правильности их народной этики и морали» .

    Этническая идентичность на Северо-Западном Кавказе всегда преобладала над религиозной: быть адыгом было важнее, чем мусульманином. Специалисты отмечают, что в адыгском сознании сформировались представления, аналогичные представлениям многих народов Кавказа о своих этнических моральных кодексах, об адыгстве как о творении Аллаха и о «Создателе на небесах и дарованном им адыгстве на земле». Но этот тезис кажется нам спорным. Беседы с современными адыгами показывают, что большинство из них противопоставляют адыгэ хабзэ и ислам. Идеологически адыгэ хабзэ и ислам во многом пересекаются: высокая нравственность, почтительность, чувство меры адыгской морали не противоречат догмам ислама. С другой стороны, с точки зрения истинного мусульманина, веселье и развлечения грешны. Тогда как одной из важных черт адыгской культуры является институт игрищ и праздников, и наличие в нем, в частности, такой фигуры как джегуако (артист, трубадур, поэт, певец; непременный участник всех праздников). «Борьба между муллами и джегуако была борьбой идеологической, борьбой за власть над душами людей. Как известно, джегуако сохранили языческое мировосприятие, они благополучно пережили христианский период адыгской истории. Что же касается веселого, остроумного и свободного поведения джегуако, являющегося воплощением языческого жизнелюбия, то они прямо противоречили мрачному мусульманскому миросозерцанию. То обстоятельство, что песенный фольклор адыгов почти не испытал влияния мусульманского мировоззрения и в нем редко встретишь имена Аллаха, его пророка и ангелов, говорит самым лучшим образом о том, что ислам остался для них чуждым, непринятым» (в речи современных адыгов Аллах упоминается, на наш взгляд, столь же часто, сколько упоминается в речи русских бог («Слава Аллаху» - говорят адыги, «Слава Богу» - говорят русские). При этом эти слова, скорее, устойчивые обороты, а не выражение истинной веры в бога).
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:08

    Возвращаясь к исторической стороне вопроса, можно отметить, что несмотря на проникновение ислама, в обрядовой сфере адыгов, за исключением похоронного ритуала, всегда преобладали местные традиции, сочетавшие языческо-христианские элементы. Кроме того, разные слои адыгского общества являлись носителями разной религиозности – аристократия и крестьяне ориентировались на адат или шариат в зависимости от конкретных обстоятельств. Адыгские эфенди (служители культа; название заимствовано из Турции, где так назывался в качестве обращения очень широкий круг лиц – наследников султанского дома, образованных людей, чиновников, высших армейских офицеров, духовенство, иностранцев) были, как правило, выходцами из крестьян. Другой особенностью ислама на Северо-Западном Кавказе является отсутствие у адыгских эфенди серьезных экономических позиций: они посвятили свою жизнь проповеди исламского благочестия и образовательной деятельности и не владели обширными земельными угодьями. Русские власти после завоевания Северо-Западного Кавказа не нашли здесь сформированных исламских институтов и сложившейся группы (сословия) служителей культа. Практически эти институты и группы стали конструироваться российской имперской и местной властью. Одним из направлений исламской политики России на Северо-Западном Кавказе было упорядочение и регламентация деятельности духовенства.

    Служители мусульманского культа, хотя составлявшие и немногочисленное сообщество, обладали безусловным авторитетом, который был основан на их образованности и престижности самого духовного звания. Рассудительность, этикетность поведения, культивируемые в адыгской нормативной культуре, делали служителей культа необычайно близкими и открытыми людьми для всех социальных групп. Их благочестие было действительно одинаково основано на идеях исламского «следования Господней воле и Его Закону» и на традиционных предписаниях адыгагъэ (адыгства) и соответствовало ожиданиям адыгского общества. В конце XIX века при поддержке российской царской администрации было построено много мечетей, которые выполняли основные присущие этому социокультурному центру функции: культового здания, школы, места общественных собраний. Религиозные школы давали возможность получить первоначальные знания прежде всего выходцам из крестьян. Особо выделялись среди них новометодные школы, открытые у адыгов в начале ХХ в., и далеко выходившие за рамки обучения учеников на арабском языке основным положениям мусульманского вероучения. Курс обучения в таких школах составлял 2-4 года. Здесь подростки впервые изучали русский язык, на родном языке знакомились с историей, арифметикой, географией, основами астрономии. Религиозная школа длительное время оставалась для большинства крестьянских детей единственной возможностью социального продвижения. В начале ХХ в. появляется книжная продукция, созданная самими адыгскими эфенди - поэтические биографии Пророка Мухаммеда, статьи о необходимости образования. Сама мусульманская адыгская интеллигенция становится распространителем произведений мыслителей и поэтов Востока, утверждавших ценность человеческой личности, ее права на собственный мир чувств. Мусульманское школьное образование обладало перспективами дальнейшего развития. Увеличение количества светских предметов, повышение образовательного уровня преподавателей при интенсификации культурного обмена с адыгами диаспоры в дальнейшем могло бы способствовать превращению начальной религиозной школы в один из каналов распространения исламского знания. Таким образом, к 1917 году в регионе сложилась ситуация, благоприятная в целом для освоения, сохранения, воспроизводства и межпоколенной передачи мусульманской культуры. Этому способствовали, кроме того, налаженная сеть мусульманского образования и ежегодное паломничество в святые земли ислама, связывавшие адыгских мусульман со всей уммой.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:09

    Начало становления ислама в Чечне и Ингушетии датируется с VII века, а окончательное принятие ислама связано с серединой XIX века. В отличии от Западного Кавказа, на Востоке вайнахи оказались активно втянуты в Кавказскую войну, поддержав ее основных лидеров и идейную базу – ислам. Так, весной 1785 года в Чечне появился мусульманский проповедник - шейх Мансур, или Ушурма, который, стремясь объединить горцев для борьбы с царскими колонизаторами, в своих публичных выступлениях призывал их к газавату, или "священной войне" против "неверных". Таким образом, идеологической основой, позволившей частично консолидировать в антиколониальной борьбе разноплеменное и политически разобщенное кавказское население, стал ислам. Ислам на Северном Кавказе (в Дагестане) стал распространяться еще во времена Арабского халифата, но его утверждение в качестве господствующей религии для большинства местных народов - значительно более позднее явление. Так, к вайнахам на плоскость и в предгорья это учение проникло не ранее XV-XVI веков, а в нагорной части Чечни и Ингушетии влияние мусульманства было слабым и в XVII-XVIII веках. Известно, что ингушские старейшины присягали в XVIII - начале XIX века не на Коране, а именем своих языческих богов, хотя к этому времени мусульманство уже бытовало среди определенной части ингушей .

    В 20-х годах XIX века на Северо-Восточном Кавказе начинается новое объединительное движение, проходившее под знаменем "мюридизма" - одной из разновидностей ислама , в результате которого в горах Дагестана и Чечни образовалось теократическое государство - имамат. В 1834 году его возглавил аварец Шамиль (1797-1871), талантливый государственный деятель и полководец. Под его руководством чеченцы и дагестанцы еще 25 лет отстаивали свою независимость в борьбе с Российской империей.

    Кроме открытого вооруженного сопротивления в Чечне в начале 60-х годов XIX века возникло религиозно-мистическое движение - зикризм (араб. зикруллах - молитвословие). Его проповедник - шейх Кунта-Хаджи, сын Киши, из чеченского селения Илсхан-Юрт, человек, известный честным образом жизни, строгой нравственностью и трудолюбием, призывал к миру и любви к ближнему. От своих последователей (мюридов) Кунта требовал соблюдать шариат, а выход из всех бед, обрушившихся на людей, искать у Бога, уповать только на его милость. Кунта-Хаджи проповедовал среди чеченцев и ингушей ислам в форме кадырийского тариката суфизма .
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:09

    Постижение истины (Бога) происходит, по мнению суфиев, путем радения - зикра, с помощью которого суфии входят в экстаз и достигают озарения. Зикры в различных тарикатах суфизма различаются по способу радения на громкий зикр (джахрия) и молчаливый, созерцательный зикр (хуфийя). Зикр состоит из бесконечных повторений формулы единства Бога - «нет бога, кроме Аллаха» («ля иллаха илялляха»). Среди суфиев этих двух направлений велись споры о том, какой из ритуалов радения богоугоден. В дальнейшем эти споры привели к размежеванию между суфиями - последователями громкого зикра и суфиями - последователями молчаливого зикра. Громкого способа радения зикра придерживались последователи кадырийского тариката, названного так по имени его основателя Абд аль-Кадыра Гиляни из Багдада, жившего в XII в. Молчаливого созерцательного зикра придерживались последователи накшебендийского тариката, основанного Бахауддином Накшбенджи из Бухары, жившего в XIV в. Накшбендийский тарикат был распространен в Дагестане и Чечне с конца XVIII в. Проникновение кадырийскoro тариката на Северо-Восточный Кавказ было связано с деятельностью Кунта-Хаджи.

    Царская администрация вначале снисходительно смотрела на мирное движение зикристов, но из-за бурного роста численности последователей Кунты встревожилась. В 1864 году Кунта-Хаджи и его брат были арестованы и срочно вывезены из Чечни. Спустя несколько дней до трех тысяч зикристов, собравшись около селения Шали, потребовали от властей их освобождения, но получили отказ. Для разгона толпы были выдвинуты войска и артиллерия. Тогда верующие с одними шашками и кинжалами в руках пошли в атаку на выстроенные в боевой порядок войска и были встречены пулями и картечью (чеченцы назвали потом эту трагедию кинжальным боем). Погибли 164 зикриста, в том числе 6 женщин, переодетых в мужскую одежду. Кунта-Хаджи, высланный в Новгородскую губернию, умер там от истощения в 1867 году.

    После высылки Кунта-Хаджи его учение на Северном Кавказе было под запретом. Но движение мюридов, ушедшее в подполье, все больше ширилось. В начале 1880-х гг. образовываются новые мюридские общины, отпочковавшиеся от кунтахаджинской общины. В Ингушетии широкое распространение получили общины Бамат-Гирея-Хаджи Митаева из чеченского селения Автуры и Батал-Хаджи Белхароева из селения Сурхахи. Но даже в начале XX века ислам бытовал в среде вайнахов наряду с языческими традициями. Так, в романе И.Базоркина «Из тьмы веков» описываются языческие обряды и праздники ингушей, идущие из глубокой древности. Например, чтобы остановить дождь, языческая часть ингушского аула обращалась к богу солнца Елты, а мусульманская молилась вместе с Хасан-муллой и резала бычка «в жертву великому Аллаху» .
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:09

    Советская эпоха ислама на Северном Кавказе с точки зрения современных исследователей, может быть поделена на несколько периодов . Первый период охватывает 1917-середину 20-х годов XX столетия. После Октябрьской революции мусульманство находилось в более выгодном отношении по сравнению с православием. Мусульманам дозволено было придерживаться традиционных укладов. В 1921 году на территории Северного Кавказа действовали шариатские суды.

    Второй период (середина 20-х годов – 40-ые год XX в.) связан с подавлением советской властью мусульманской веры, действовавшем под лозунгом «Борьба с религией – борьба за социализм». Выражалось это в закрытии мечетей, репрессиях исламского духовенства, запрещении мусульманского образования. Так, после репрессий 30-х годов в Кабардино-Балкарии и Адыгее не осталось ни одной мечети. В 1937 году был разгромлен Чечено-Ингушский национальный центр, в результате чего было репрессировано не только исламское духовенство, но и старейшины родов. Таким образом, борьба советской власти с исламом носила не только антирелигиозный, но и антитрадиционный характер. Период 20-30-х годов характеризуется джихадом – горскими восстаниями на Северном Кавказе. Мусульмане укрывали в горах религиозную литературу (уже во времена перестройки были найдены спрятанные в то время средневековые арабские рукописи).

    Депортация исламских народов Северного Кавказа в Среднюю Азию и Сибирь не была напрямую связана с борьбой с исламом, но повлияла на взаимоотношения власти и ислама. Вместе с тем, ислам на Северном Кавказе и в годы репрессий сохранил свои основные черты, в отличие от ислама в Поволжье, где он был искоренен практически полностью.

    Третий период охватывает середину 40-х – 50-ые годы и характеризуется некоторой либерализацией религиозной политики. Так, в 1943 году было создано Духовное управление мусульман СК в г. Буйнакске. В 1945 году была отправлена группа паломников в Мекку; были открыты некоторые мечети.

    В начале 50-х годов начался четвертый период, который характеризовался новым витком давления на верующих, нарастанием атеистической пропаганды. Одна из главных задач – разделить национальные и религиозные традиции, которые в мусульманстве взаимосвязаны прочнее, чем в других религиях.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:09

    70-80-ые годы XX века - так называемый «исламский бум» во всем мире, выражавшийся в Исламской революции в Иране, триумфе исламистов в Судане, джихаде в Афганистане, что привело к активизации исламского населения в Советском Союзе. Но события 90-х годов не были связаны с борьбой сепаратистов за мусульманизацию населения. Д.Дудаев представлял Ичкерию светским государством. Скорее под лозунгом священной войны удалось консолидировать исламские народы, усилив конфликт между Москвой и Чечней. Ислам использовался не как цель, а как средство консолидации.

    Таким образом, исторический анализ показывает, что изначально вайнахи были гораздо более религиозны, нежели адыги. Аналогичная ситуация сохранилась и в настоящее время. Несмотря на то, что в последние 10-15 лет в адыгских республиках распространился религиозный экстремизм, особенно среди молодежи, что связано с процессами, происходящими в других республиках Северного Кавказа, в частности, Чечне и Дагестане. Эти приверженцы чистого ислама соблюдают основные мусульманские обряды: делают намаз, соблюдают пост; строги в одежде (женщины носят хиджаб). Но большинство населения таких радикально настроенных мусульман не поддерживает и говорит о них с оттенком презрения как о религиозных фанатиках. Основная часть адыгов может быть названа мусульманами чисто номинально.

    Современные вайнахи являются наиболее религиозными народами Северного Кавказа. Во всех селах и городах поражают своим размахом мечети, куда на традиционную молитву по пятницам собирается много верующих. Мечеть для них не только место молитвы и проповеди, но и место встречи, где можно обсудить последние новости, а вдали от родины – встретить земляков. Чеченцы и ингуши активно демонстрируют свою веру: имя Аллаха употребляется не в качестве присказки, а с глубоким почтением и богобоязненностью. Абсолютно естественным и вызывающим уважение является выполнение пяти намазов в день. Многие взрослые люди держат уразу (пост во время месяца рамазан). Верующие стремятся посетить Мекку; встречаются те, кто совершал паломничество по 5-7 раз. Среди вайнахов принято гордиться своей верой; даже те, кто не выполняет все основные требования ислама, стремятся к этому и стараются скрыть от посторонних нарушения столпов ислама. В общении с вайнахами обращает на себя внимание и тот факт, что религиозность поддерживается не только на внешнем, обрядовом, уровне. Вера в силу Аллаха и предопределенность судьбы очень часто вербализуется. Если какое-то событие произошло, ингуши часто говорят: «Значит, Аллаху так было угодно». При этом часто произносится: «Все в руках Аллаха». Кара Всевышнего и его милость – вполне осязаемые для вайнахов проявления, связанные с верой в бога. Дети в современных ингушских и чеченских семьях вырастают в обстановке богобоязненности и глубокой веры в бога.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    След.

    Вернуться в Генетика

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9


    cron