• Список форумов Тематические форумы Генетика
  • Этнопсихология кавказцев.

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:09

    Начало становления ислама в Чечне и Ингушетии датируется с VII века, а окончательное принятие ислама связано с серединой XIX века. В отличии от Западного Кавказа, на Востоке вайнахи оказались активно втянуты в Кавказскую войну, поддержав ее основных лидеров и идейную базу – ислам. Так, весной 1785 года в Чечне появился мусульманский проповедник - шейх Мансур, или Ушурма, который, стремясь объединить горцев для борьбы с царскими колонизаторами, в своих публичных выступлениях призывал их к газавату, или "священной войне" против "неверных". Таким образом, идеологической основой, позволившей частично консолидировать в антиколониальной борьбе разноплеменное и политически разобщенное кавказское население, стал ислам. Ислам на Северном Кавказе (в Дагестане) стал распространяться еще во времена Арабского халифата, но его утверждение в качестве господствующей религии для большинства местных народов - значительно более позднее явление. Так, к вайнахам на плоскость и в предгорья это учение проникло не ранее XV-XVI веков, а в нагорной части Чечни и Ингушетии влияние мусульманства было слабым и в XVII-XVIII веках. Известно, что ингушские старейшины присягали в XVIII - начале XIX века не на Коране, а именем своих языческих богов, хотя к этому времени мусульманство уже бытовало среди определенной части ингушей .

    В 20-х годах XIX века на Северо-Восточном Кавказе начинается новое объединительное движение, проходившее под знаменем "мюридизма" - одной из разновидностей ислама , в результате которого в горах Дагестана и Чечни образовалось теократическое государство - имамат. В 1834 году его возглавил аварец Шамиль (1797-1871), талантливый государственный деятель и полководец. Под его руководством чеченцы и дагестанцы еще 25 лет отстаивали свою независимость в борьбе с Российской империей.

    Кроме открытого вооруженного сопротивления в Чечне в начале 60-х годов XIX века возникло религиозно-мистическое движение - зикризм (араб. зикруллах - молитвословие). Его проповедник - шейх Кунта-Хаджи, сын Киши, из чеченского селения Илсхан-Юрт, человек, известный честным образом жизни, строгой нравственностью и трудолюбием, призывал к миру и любви к ближнему. От своих последователей (мюридов) Кунта требовал соблюдать шариат, а выход из всех бед, обрушившихся на людей, искать у Бога, уповать только на его милость. Кунта-Хаджи проповедовал среди чеченцев и ингушей ислам в форме кадырийского тариката суфизма .
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:10

    2. Моральные кодексы северокавказских народов.

    Моральные кодексы народов Северного Кавказа являются сводом неписанных правил поведения каждого человека, принадлежащего к определенной этнокультурной общности. Моральные кодексы берут свое начало в глубокой древности и передаются из поколения в поколение в процессе социализации и инкультурации. Проанализировать содержание морального кодекса весьма затруднительно; в основном это возможно с помощью наблюдения за поведением представителей народа и анализа его субъективной культуры: эпоса, традиций, обычаев. Хотя в настоящее время имеются попытки изложить свод норм и правил поведения на бумаге. В отношении адыгов наиболее удачной является известная работа выдающегося кабардинского ученого – филолога, этнолога, психолога Б.Х.Бгажнокова «Адыгская этика» .

    Б.Х.Бгажноков отмечает, что основу «адыгства» (т.е. адыгской этики) составляют пять постоянств: человечность, почтительность, разум, мужество, честь. Подробно раскрывая каждую из пяти основ адыгства, Б.Х.Бгажноков пишет: «при участии и под контролем этики осуществляется познание мира, выкристаллизовываются чувства, предпочтения, оценки, формируются представления о долге и должном поведении, изменяется Я-образ личности. И хотя о тотальном влиянии говорить не приходится, нужно признать, что адыгство определяет во многом не только моральные, но также волевые и интеллектуальные качества человека. Даже темперамент, будучи врожденным психофизиологическим свойством, испытывает на себе регулирующее воздействие этики. Менее бурными и импульсивными становятся реакции холерика, больше силы и уверенности приобретают действия слабого, ранимого и застенчивого меланхолика, устраняется медлительность флегматика и поспешность сангвиника. Устанавливается, кроме того, взаимное соответствие целей, желаний и возможностей, личностных черт и взглядов на жизнь» .

    Очевидно, что роль определяющей ценности выполняет, человечность, все другие ценности носят инструментальный характер. «Это означает, что адыгство обязывает быть добрым, отзывчивым, почтительным, деликатным, рассудительным, мужественным, честным, великодушным во имя одной высшей цели – человечности» .

    Адыгская этика является основной составляющей базовой личности адыга. «Нет в тебе адыгства» - это обращение к современному адыгу крайне унизительно и формулирует отход от традиционных норм этики. Стать адыгом – значит овладеть основами адыгской этики. Анализируя влияние адыгства на другие народы Северного Кавказа, Б.Х.Бгажнков отмечает, что в XVI-XVIII в.в. этика и этикет адыгов произвели культурный переворот в сознании горцев. Об этом красноречиво свидетельствуют устойчивые выражения, сохраняющиеся по сей день в языках народов Кавказа. К примеру, балкарцы и карачаевцы говорят: "Нет ничего на свете, что может сравниться с черкесским этикетом". В качестве похвалы используют выражение: "Соблюдает черкесский этикет", подчеркивая тем самым, что человек хорошо воспитан, учтив, благороден. Осетины считают образцом для подражания кабардинскую этику, кабардинскую степенность и благородство. Если молодой человек статен, молодцеват, то о нем говорят: "кабардинский юноша". У абхазцев человека высококультурного и благородного называют: "адыг-абхазец". У чеченцев и ингушей распространены высказывания: "благороден, как черкес", "гордый кабардинец" и т. п.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:10

    На основе общеадыгского морального кодекса формируются кодексы отдельных семей. Так, например, нам удалось проанализировать современный Кодекс жизни кабардинского рода Ируговых (любезно предоставленный Б.С.Ируговым, главой рода, проживающим в Москве). Кодекс, в частности, гласит: «…настоящим свидетельствуем свое уважение нашим предкам и нашим будущим потомкам, нашим близким и дальним родственникам, законам страны проживания, национальным обычаям, религиозным канонам, и совершенно осознанно и добровольно принимаем на себя обязательства, провозглашенные настоящим кодексом». Основными обязательствами, провозглашенными кодексом, являются: уважение друг друга, взаимопомощь, преумножение благополучия семьи и рода, равноправие в сочетании с уважением к старшим, сочувствие, забота и ответственность. Подробно описана процедура добровольного подписания Кодекса жизни и отказа от его выполнения.

    В основе духовно-нравственной культуры ингушей лежит вырабатывавшаяся веками система моральных ценностей, регулирующих механизм взаимодействия межличностных отношений членов общества, отношений "индивидуум - общество", "общество - индивидуум". Комплекс традиционных норм этики ингушей - "галгай эздел" включает в себя такие понятия, как: "эздел" - сдержанность, благородство, воспитанность, уважение к окружающим; "эхъ" - совесть; понятие "яхъ" имеет две ипостаси: "яхъ-внутренний" - чистота помыслов, внутренняя гармония, нравственная составная индивидуального микрокосмоса личности, "яхъ-внешний" - соревновательность в неукоснительном следовании нравственным нормам в поступках и действиях; "денал" - охватывает такие качества как мужество, решительность и смелость, надежность и верность слову, умение сохранить честь и достоинство; "сий" - честь; "къонахчел" - рыцарство; "сагал" -человечность; "кхетам" - сострадание; "ханал" - благое, полученное честным трудом. Всем приведенным этическим понятиям есть негативные оппозиции. "Галгай эздел" - комплекс признаков, формирующих ингушскую идентификацию. Традиционные этические нормы и правила поддерживают самобытность и устойчивость. Анализ литературы, посвященной эзделу, показывает, что в представлении ингушей «эздел – религия Ноя» , т.е. берет свое начало в глубокой древности. «Благодаря эзделу, ингушский народ на протяжении многих тысячелетий сохранил такие качества как мужество, отвага, щедрость, милосердие, благородство» .

    Соблюдать ингушский эздел нелегко. Но «как бы трудно ни было жить, соблюдая эздел, живущие по его законам, имеют уважение людей, честь и совесть на этом свете, и на том свете будут отмечены милостью Аллаха. В судный день Бог вознаградит того, кто выдержал ту цену, в которую оценил Бог человека» . В этой цитате очевиден синергизм этнической и религиозной идентичности ингушей.

    Ценностная шкала чеченцев, выраженная в традиционном кодексе «нохчалла» не подвержена влиянию сословного фактора, не делит людей по полу, возрасту и т.д. Эта шкала влияла и до сих пор влияет на формирование поведения рядового чеченца. Основные постулаты этой ценностной шкалы: человечность; милосердие; уважение; духовная чистота; равенство; правдивость; стыд, совестливость; честь, слава, почет; этикет; внутренняя культура; терпение.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:10

    Примечательно, что в учебных заведениях существуют дисциплины (например, «Вайнахская этика» у чеченцев и ингушей), содержанием которых является изучение вышеуказанных правил поведения.

    Строгое соблюдение норм кавказской этики и морали имеет не только внутренне, смыслообразующее значение, но и оказывает влияние на специфику коммуникативного поведения кавказцев: этикетность культур «выражается в ярко ритуализированном и церемониально-этикетном характере любого акта коммуникации, в подчеркнуто ведущей роли «старшего» (центрального коммуникатора) во всех актах культурной коммуникации, а также в явном культурно-демонстрационном характере каждого, мало-мальски значимого акта публичной коммуникации» .

    Подводя итог вышеизложенному можно сделать следующий вывод: основу этнической идентичности народов Кавказа составляют моральные кодексы: своды норм и правил поведения, имеющие когнитивное, регулирующее, коммуникативное значение. Моральные основы этих норм имеют много общего и формируют образ базовой личности конкретного представителя этноса. Передача когнитивной составляющей кодексов происходит из поколения в поколение и основывается на стремлении сохранить нерушимыми традиции и обычаи народа. Перейдем к анализу адатного (обычного) права горцев, до сих пор во многом регулирующего поведение людей и их взаимоотношения.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:10

    3. Адатное (обычное) право в жизни кавказских народов.

    На протяжении многих веков жизнь горцев Северного Кавказа регулировалась нормами обычного права. «Базируясь в своей основе на общественной морали и общественном мнении, они не регулировались конкретными юридическими установлениями, но порой были более прочными, чем последние» . Обычаи регулировали и во многом регулируют до сих пор жизнь горцев; наиболее значительные из них такие традиционные общественные институты, как гостеприимство, аталычество, наездничество, хасэ (сословно-представительское собрание), куначество, покровительство, «братство», абречество, кровная месть, усыновление и т. д.. Все эти традиционные общественные институты находились в тесной диалектической взаимосвязи и регулировали взаимоотношения между людьми. «Прямым составляющим ингушского этикета… представляется обычай, быт и традиции ингушей. Они включают в себя различные мероприятия и события, жизненный уклад, связанный с адатами горцев. Так, например: «девушка должна выходить замуж девственницей», «мужчина хозяин в доме, может позволить иметь несколько жен», «перед тещей зятю показываться неприлично», «отчий дом достается после смерти отца младшему сыну» и т.д. Остальной уклад такой же, как и у других кавказских народов: гостеприимство, кровная месть, наличие патриархального режима» . Интересен на наш взгляд и тот факт, что несмотря на относительную молодость ислама (по сравнению с адатами) в Чечне и Ингушетии, сами вайнахи убеждены, что «все ритуалы проводятся и комплектуются исключительно с нормами ислама, с чем ингуши отождествляют свои адаты, как по духу, так и по нраву» .

    Надо отметить, что ученые по-разному акцентируют на определяющую в северокавказском менталитете, но большинство из них сходятся в том, что центральным является обычай гостеприимства, в котором наиболее ярко выступает специфика национального общения. Гостеприимство – древнейший общественный институт, повлиявший на формирование горского менталитета народов Северного Кавказа, поведение и образ мышления.

    Одной из особенностей горского гостеприимства вообще, и адыгского (черкесского) в частности, является то, что оно носило сакральный характер. «Гость есть святыня в Черкесии, и гостеприимство есть неотъемлемая принадлежность черкесов», – писал Хан-Гирей .

    Гостеприимство на протяжении столетий выполняло много функций: коммуникативную и регулирующую взаимоотношения как внутри одного, так и между различными этносами; информационную и интегрирующую, а также социально-контролирующую и правовую, способствовало передаче народных традиций и обычаев от поколения к поколению.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:11

    Приоритет гостеприимства перед другими обязательствами хорошо виден на примере ингушской песни о Гази-мальчике:

    «У одного ингуша, по имени Олдана, был сын Гази, которого еще мальчиком отец посватал за юную кабардинку. Потом самого Олдана убили; сын его сидел однажды у дверей своего дома и с грустью думал об отце. В это время к дому подъехал верховой, который сообщил Гази, что вечером к нему собираются заехать в гости друзья его отца. Сразу после этого сообщения Гази получает второе известие, что убийца Олдана появился в этих краях и вскоре опять скроется, если Гази не перехватит его этой же ночью на мосту в ущелье. Не успел отъехать второй гонец, как подоспел третий, сообщивший, что его невесту сегодня выдают за другого.

    Вошел Гази к себе в дом, бросился на кровать и заплакал. Спрашивает его мать: "О чем ты плачешь мой сын?" Рассказал Гази про эти три известия и говорит: "Плачу я потому, что не знаю, какое из этих трех дел надлежит мне исполнить - принять гостей, отмстить врагу или отбить невесту?" Тогда ответила ему мать: "Пусть уходит твой враг; настанет час, и сбудется твоя месть; и невеста не уйдет от тебя, если суждено тебе жениться на ней. Но гостей ты должен принять так, как принимал их твой отец; это - самое важное и неотложное дело".

    Гази послушался матери и с почетом принял гостей, а ночью, когда они легли спать, отправился к мосту и убил своего кровника. Оттуда он помчался в село своей невесты, выкрал ее и к рассвету привез домой девушку и отрезанную голову убийцы отца. Утром, когда за девушкой подоспела погоня, проснувшиеся друзья отца вышли из дома и покончили дело миром. Так был награжден Гази за верность долгу гостеприимства» .

    Следует отметить, что версии этой песни существуют также у чеченцев и кумыков. В национальном фольклоре много притч, доказывающих, что для горца обычай гостеприимства является приоритетным . Во время полевых исследований нам удалось прочувствовать всю силу кавказского гостеприимства (гость проживает в самом лучшем помещении в доме, окружен всеобщей заботой и вниманием), а также приоритет гостеприимства по сравнению еще одним важнейшим горским обычаем – уважением к старшим (за столом гость занимает место хозяина).

    Культ старшинства, характерный для Северного Кавказа, выступает одним из ярких свидетельств устойчивости преемственности ментальности. «Советуйся даже с камнем, если он старше тебя» - гласит народная кавказская мудрость . Почтительность и уважение к старикам, безусловное послушание им - важнейший из обычаев горцев. Мнение старшего брата, отца, дяди, да и просто постороннего, но более старшего человека, – это закон для кавказца. В присутствии старших нельзя сидеть, а во многих, особенно консервативных семьях, даже высказывать свою точку зрения в присутствии отца, например. При этом сын сам может быть уже взрослым человеком, иметь собственных детей или даже внуков, но обязан почитать старшего. И, что особенно важно, на наш взгляд, именно перед старшим в любом возрасте следует соблюдать те нормы и правила поведения, которые связаны с кавказскими и мусульманскими традициями.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:11

    Один из самых легендарных обычаев – кровная месть – до сих пор бытует среди некоторых народов Кавказа. Но в отличии от других обычаев в силу вполне понятных причин этот не декларируется вслух и проследить силу его нынешней распространенности весьма затруднительно. Главной чертой кровной мести является то, что она не имеет срока давности, ее нельзя забыть. «Она передавалась из рода в род, переходила по наследству от отца к сыну, если даже при совершении убийства последний находился в утробе матери» . У адыгов и вайнахов были детально разработаны законы кровной мести.

    Для дальнейшего рассмотрения интересующих нас вопросов необходимо остановиться (весьма поверхностно) на общественном устройстве жизни адыгов и вайнахов. В адыгском обществе до начала XX века господствовал феодальный строй. Общество делилось на 11 сословий ; обычное право постепенно приспосабливалось к интересам феодальной верхушки. Поэтому, в частности, за убийство представителя высшего сословия (князя, уорка) наказание было более жестоким, чем за убийство крепостного крестьянина (тлохосшао).

    Вайнахское общество не делилось на сословия и классы, строй был преимущественно родоплеменной с отдельными зачатками государственности, ведущее место в котором отводилось (и отводится до сих пор!) родовой общине – тейпу. «Чеченский тейп – это классическая самоуправляемая территориальная община, состоящая из одного или нескольких сел и делегировавшая часть своих полномочий ассоциациям более высокого уровня» .

    Первоначальное территориальное и общественное значение тейпа в настоящее время утрачено; сейчас тейп – это род, объединяющий несколько семей. Так, например к самому крупному ингушскому тейпу Евлоевых принадлежит 34 фамилии и около 40% взрослого населения Ингушетии. Чем крупнее и сильнее тейп, тем большее влияние оказывают его представители на жизнь своих земляков (это очень заметно при анализе, например, политической ситуации в современной Чечне или Ингушетии). Тейповые лидеры имеют реальную власть в республиках Северного Кавказа.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:11

    С психологической точки зрения, современный тейп – это уникальная социальная группа, своего рода «замкнутый социум», не поддающийся стороннему влиянию, продолжающий воспроизводить концепты и императивы социально-политической культуры, сформировавшейся в более ранний период, и порождающий уникальный «культурно-психологический консерватизм» горцев и невероятную степень актуализации исторической памяти народа, а, значит, и готовность воспроизводить ее содержание на каждом новом витке истории. Именно мнение своего тейпа воспринимается как доктрина, определяющая поведение вайнаха. Некоторыми этнопсихологами отмечается, что принадлежность к своему тейпу важнее для чеченца, чем принадлежность ко всей чеченской нации . Отдельные представители тейпа могут быть разбросаны по разным городам и весям, но при этом поддерживать тесные отношения. Мнение представителей своего тейпа является основополагающим при решении большинства жизненных вопросов, и даже вполне современные молодые кавказцы, живущие в Москве, вряд ли решатся перечить мнению старших представителей своего рода.

    На формирование менталитета горцев большую роль оказало побратимство (посестримство) – форма искусственного родства, которая в различных видах и обрядовых исполнениях бытовала у всех народов Северного Кавказа и была широко распространена в различные периоды истории человечества.

    Большую роль в регулировании отношений между враждующими семьями, установлении искусственного родства между различными фамилиями, представителями отдельных слоев не только одного этноса, но и между различными этносами Северного Кавказа играли институты аталычества (воспитание ребенка в чужой семье; члены семьи аталыка становились родными для ребенка), которые являлись одним из факторов формирования традиционного менталитета горских народов Северного Кавказа. Аталычество во многом способствовало формированию общечеловеческих ценностей, уважению к обычаям и традициям других народов, а главное, выработке ментального основания горцев (уважение к старшим, к предкам, к родителям, к аталыку, к своей родине, бережное отношение к младшим, сиротам, вдовам), а также воспитанию достоинства, чести, порядочности и познания тонкостей этикета.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:11

    Анализируя современное состояние культуры, ментальности северокавказских народов, многие считают, что исчезли корни, питающие традиционную культуру, перестали действовать факторы, образующие традиционную ментальность. В то же время, уничтожение источника традиционной ментальности не привело к автоматическому уничтожению самой ментальности. Скорее можно говорить об угасании ментальных особенностей или об их интеграции в другую ментальную систему . Часть обычаев и традиций исчезли совсем (такие как аталычество и др.), многие до сих пор очень сильны (например, гостеприимство, уважение к старшим). Традиционными остались отношения в семьях, способы воспитания детей, нормы морали и нравственности. Так, например, до сих пор младенцев до полутора лет туго пеленают и укладывают спать в люльку (что хорошо видно на фотографии, сделанной в современной квартире молодой семьи, проживающей в Нальчике). Строго соблюдается обычай избегания зятем тестя и тещи в современных вайнахских семьях и мн.др.

    В рамках данной статьи нет возможности подробно остановиться на всех обычаях и традициях кавказских народов. Обозначив лишь некоторые из них, можно прийти к следующим выводам: обычное право в настоящее время во многом определяет поведение представителей народов Кавказа, несмотря на то, что многие традиционные общественные институты утратили первоначальное значение и смысл. Анализ психологической сути кавказских традиций говорит о коллективистическом характере кавказской культуры, о чем будет сказано далее.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Re: Этнопсихология кавказцев.

    Сообщение sokolsem 28 май 2011, 14:12

    4. Коллективистический характер культуры адыгов и вайнахов.

    Индивидуализм-коллективизм – это одно из базовых измерений культуры, введенное Г.Хофстедом . Эта характеристика культуры определяет степень, до которой индивиды данной культуры воспринимают себя отделенными от других и свободными от группового давления. Индивидуалистической считается культура, в которой индивидуальные цели превалируют над групповыми, для коллективистической культуры характерно обратное соотношение личных и коллективных интересов.

    Анализ традиций и обычаев горских народов убедительно доказывает коллективистический характер их культуры. Поддержание тесных родственных связей, большие семьи, ориентация на мнение старших, приоритет тейповых, родовых, семейных, национальных интересов перед личными: вот лишь некоторые черты, доказывающие силу культурной специфики коллективизма. Даже вне специально организованных наблюдений бросается в глаза сплоченность отдельных представителей кавказских народов в ситуациях межнациональных коллективов (в армии, например, или в учебных коллективах). Чрезвычайно велика степень поддержки и взаимопомощи со стороны земляков в трудных ситуациях (в частности, во время миграций: достаточно быстро решается проблема жилья, трудоустройства и мн.др.). Вместе с тем, бремя коллективизма имеет и свои негативные черты для современных горцев: переезжая в крупные мегаполисы, люди стремятся к достижению личного успеха, что требует приложения огромного количества усилий и временных затрат. Поэтому зачастую интересы семьи идут вразрез с личными интересами, что приводит к внутриличностным конфликтам. Подобные проблемы часто отмечают представители кавказских народов, проживающие, например, в Москве. Диссонанс между традиционной этнокультурной схемой жизни и интеграция в современное полиэтническое пространство приводит к двойным стандартам: для своих поддерживаются (иногда, к сожалению, только на внешнем уровне) традиционные модели поведения, а в межкультурной коммуникации норма допустимого поведения гораздо шире. Именно поэтому в беседе с психологом кавказцы жалуются на то, что они «заразились Москвой», не могут жить дома (на родине), где требования к поведению очень жесткие. Наличие подобных внутриличностных конфликтов требует глубокого изучения, так как поведение конфликтной личности может быть агрессивным и не способствует налаживанию позитивной межкультурной коммуникации.
    Аватара пользователя
    sokolsem

     
    Сообщения: 160
    Зарегистрирован: 09 май 2011, 05:42

    Пред.След.

    Вернуться в Генетика

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 17


    cron