Будучи мостом, связывающим Европу и Азию, Кавказ стал выразителем уникальной культуры. К примеру, нигде в мире нет такой же, сравнительно небольшой территории, где было бы сосредоточено такое разнообразие языков. Кавказ и прилегающие к нему с севера и юга хребты в древности были перекрестком великих цивилизаций. Кавказ спорил с Вавилоном за право называться центром мира. Сюжеты, связанные с Кавказом, занимают существенное место в греческой мифологии (мифы о Прометее, Амазонках и т.д.), в Библии тоже упоминается Кавказ, как место спасения человечества от потопа (в частности, гора Арарат). Народы, основавшие такие цивилизации, как Урарту, Шумер и Хеттскую державу рассматриваются многими, как выходцы с Кавказа.
Однако, образ Кавказских гор и связанных с ними мифических и легендарных представлений получили наиболее завершенное отображение у персов (иранцев). Иранские кочевники принесли с собой новую религию - зороастризм и связанное с ней особое миропонимание. След иранского культурного влияния ощутим до сих пор. Не говоря уже о том, что зороастризм оказал серьезное влияние на мировые религии - христианство, ислам, и отчасти, буддизм. Иранские названия сохранили, например, горы и реки Кавказа (река Аба - «вода», гора Эльбрус - «железная»). Можно также указать на популярную на Востоке частицу «стан» в таких названиях стран, как Дагестан, Айастан, Пакистан, которая также иранского происхождения и переводится примерно как «страна».
Иранского же происхождения и слово «Кавказ», которое присвоено горным хребтам в честь эпического царя Древнего Ирана Кави-Кауса.
Первая часть его имени «Кави» (или «Кей») обозначает в иранской мифологии сословие жрецов, создателей ритуальных текстов. В «Авесте» (главной книге зороастризма) кави рассматривались как сторонники первобытно-шаманистских культов и противники зороастризма. Позже «кави» обозначало титул царя, откуда и появилось название первой династии иранских царей «Кейяниды». Кави-Каус (в «Авесте» - Кави-Усан) - второй царь династии Кейянидов.
Во всемирной известной поэтической эпопее «Шахнамэ» (Книга царей) классик ираноязычной литературы Абуль Касим Фирдоуси повествует, что Кави-Каус правил 150 лет. Желая уничтожить зло, он отправился в поход против дэвов (демонов), но ослепленный попадает в плен к Белому Дэву. Богатырь Рустам вызволяет Кави-Кауса и возвращает ему зрение при помощи печени Белого Дэва. Позже Кави-Каус снова попадает в беду. Полюбив коварную дочь йеменского царя красавицу Судабу, он идет на него в поход и снова попадает в плен. Рустам и здесь вызволяет Кави-Кауса.
«Авеста» упоминает Кави-Кауса как царя, владеющего всем миром. Ему подчиняются и птицы, и звери, и даже черные демоны помогают ему воздвигать чудесные дворцы на вершине горы Эльбрус. Демоны сооружают ему семь магических чертогов их золота, серебра, меди и т.д. Вошедшие в эти чертоги старцы вновь обретали молодость.
Ни власть над миром, ни роскошь дворцов не умалили гордыню Кави-Кауса. Он поднимается на орлах в небеса, чтобы установить и там свое влияние. Однако, орлы сбрасывают его над рекой Амуль (вероятно над Аму-Дарьей) в лесу, где его тело было найдено слугами. Богоборческие порывы Кави-Кауса могут роднить его с Прометеем, а падение с небес - с Фаэтоном либо Икаром. Образ Кави-Кауса также близок библейскому царю мудрости Соломону, которому помогают строить храм плененные им демоны. Соломон возгордился и повелитель демонов Самаил уносит его на край земли (Сирийский апокриф «Повесть о Соломоне» и славянские «Сказания о Соломоне и Китоврасе»). Самаил принял облик царя и подменил его на престоле, тогда как Соломон должен был бродить по земле нищим, вымаливая у бога прощение. Так, за коротким словом «Кавказ» скрывается богатая история разных народов, судьбы которых переплелись и смешались, обрастая мифами и легендами. И создается впечатление, что мифы подчас приобретают вид многократно повторяющегося алгоритма.