ТЕПЦОВ В. Я.
ПО ИСТОКАМ КУБАНИ И ТЕРЕКА
По истокам Кубани и Терека
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1...
Безингиевцы мало отличаются от карачаевцев, урусбиевцев, чегемцев и хуламцев и несомненно принадлежат к той же татарской расе, как и все только что упомянутые племена. Что же касается балкарцев, то они, действительно, отличаются гораздо заметнее от прочих горских татар. Это признают и сами горцы.
Название Донгуз-оруна (в переводе — «свиной баз») местные горцы объясняют тем, что карачаевцы (По словам князя Измаила Урусбиева сюда пригоняли свиней на пастьбу не карачаевцы, а сванеты. Н. Я. Д.) до принятия магомеданства пасли здесь свиней, для которых устраивали многочисленные свинные базы.
Чегемские князья по типу близки к осетинам, чего нельзя сказать о других, напр., о князьях в Безинги, где они несомненно татарского происхождения. Князья чегемские и сами не отрицают своего осетинского происхождения. Они говорят: «и мы, и карачаевцы одного племени, а наши предки, вероятно, были осетины». Впрочем, о своем происхождении все горцы имеют весьма смутные представления.
Чисто осетинские слова сами, впрочем, потерпели некоторое изменение. Так, напр., болкарцы выговаривают цик вместо вцэк (осетинское слово, означающее вообще перевал). Вот еще несколько осетинских названий, уцелевших на болкарской почве: Гезе-вцик (ледник и перевал к истокам Риона); Шари-вцик (ледник и перевал к истокам Цхенис-цхали) и Фардык (а неясное) — название одного из болкарских аулов. «Фардык» по-осетински — буса. Осетинское название болкарского аула вместе с другими данными указывает несомненно на то обстоятельство, что долина Болкар-черека в древности населена была осетинами. Осетинами, по всей вероятности, оставлены здесь следы христианства и христианства культурного, как мы видели
========================
что они прям сговорились против вас)))...
----------------------------------------------------
у карачаевцев ЧЫКЪ у балкарцев на цокающем диалекте будет ЦЫКЪ и никаких осетин со своим ВЦЭК