Даная 01 июн 2011, 19:06
КРУГОСВЕТНОЕ СТРАНСТВИЕ РАБИ ПЕТАХИИ РЕГЕНСБУРГСКОГО
Кедары* живут в шатрах: у них красивые, дальнозоркие глаза, потому что они не едят соли и кочуют на полях, поросших благоуханными травами. Они отличные стрелки, убивают птицу на лету; видят и распознают предметы на расстоянии более чем одного дня пути.
ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ
ВОЙНА С ПЕРСАМИ
Царь эфталитов**, послав к Перозу некоторых из своих людей, тяжко порицал его за неразумную [13] храбрость, которая чуть бессмысленно не погубила его самого и весь персидский народ, но при атом заявил, что гунны пощадят их всех, если Пероз соизволит упасть перед ним ниц как перед своим владыкой и поклясться ему по древним отеческим обычаям, что; никогда больше персы не пойдут, войной на племя эфталитов.
Впоследствии персидский царь Пероз начал войну из-за пограничных земель с гуннским племенем эфталитов , которых называют белыми. Собрав внушительное войско, он выступил против них. Эфталиты являются гуннским племенем и называются гуннами, однако, они не смешиваются и не общаются с теми гуннами, о которых мы знаем, поскольку не граничат с ними и не расположены поблизости от них, но соседствуют они с персами у северных их пределов, там, где у самой окраины Персии есть город по имени Горго . Здесь из-за пограничных земель они обычно воевали друг с другом. Они не кочевники, как другие гуннские племена, но издавна живут оседло на плодоносной земле. Они никогда не вторгались в землю римлян, разве что вместе с мидийским войском. Среди гуннов они одни светлокожи и не безобразны на вид. И образ жизни их не похож на скотский, как у тех. Ими правит один царь и обладают они основанным на законе государственным устройством, живя друг с другом и с соседями честно и справедливо, ничуть не хуже римлян или персов. Но богатые из них приобретают себе дружину, порой до, двадцати человек, а то и больше, члены которой навсегда становятся их сотрапезниками, разделяя и все их .богатства, так как в данном случае имущество у них; становится общим., Когда же тот, у кого они являлись дружинниками, умирает, эти мужи по существующему у них обычаю живыми ложатся с ним в могилу.
Фритц Ринекер, Герхард Майер
Библейская Энциклопедия Брокгауза
Кедар (Кидар)
(евр. "омрачаться"), имя сына Измаила (Быт 25:13), а также название произошедшего от него племени (Пс 119:5), к-рое упоминается вместе с Неваиофом, т.е. набатеями (Ис 60:7). К. было кочевым племенем, обитавшим в сир.-аравийской пустыне. Его оружием были лук и стрелы; пророк предсказывает, что "вся слава Кидарова исчезнет; и луков у сынов Кидара останется немного" (Ис 21:16 и след.). Кедарян причисляли к жителям востока (Иер 49:28). Они жили в черных шатрах из козьей шерсти (Песн 1:4; Иер 49:28-33), их основными занятиями были скотоводство и меновая торговля, к-рую они вели, в частн., с финикийцами (Иез 27:21). Они проживали между Авраном и Фемой; во времена Синаххериба их царь правил в Думе (совр. Эль-Джау). Основная область расселения кедарян, вероятно, находилась зап. Думы, между ручьями Вади-Сирхан и Вади-эль-Феджр. Из араб. надписей известно, что Гешем (ок. 445 г. до Р.Х.), упоминаемый в Неем 2:19; Неем 6:1 и след., был сыном некого Шахру и царем К. Прим. в конце столетия преемником Гешема стал его сын Кайну.
____________________
* Петахия назвал библейским именем “кедары” тюрко-язычный народ половцев или куманов, кипчаков, который в XI в. обосновался в причерноморских степях.
**Имя царя эфталитов — Ахшунвар. См.: Noldeke—Tabari.' S. 123. Нэльдеке, правда, отождествляет Ахшунвара с Кунхой, сыном царя кидаритов — Кидары (Ibid.).
Хайлндуры, одно из наименований кавказских-сомов (хионитов)