• Список форумов Тематические форумы Генетика
  • Крымцы, антропология , гаплогруппы

    Крымцы, антропология , гаплогруппы

    Сообщение Марийка 17 май 2011, 13:55

    Крымские татары / Этногенез крымцев

    Крымскиетатары(крымцы), как этнос, сформировались в Крыму и являютсяпотомкамиразличных народов, в разное время переселявшихся в Крым.Основныеэтнические группы, населявшие в разные времена Крым - этотавры, скифы,сарматы, аланы, греки, готы, гунны, римляне, протоболгары,хазары,печенеги, половцы, монголо-татары, итальянцы, черкесы,малоазийскиетурки.

    Несомненно, что всеперечисленные народы в разной мереоказали (или совсем не оказали!)влияние на формирование современногокрымкотатарского населения Крыма.Довольно проблемотично причисление кпредкам современных крымцев(крымских татаров) самых ранних жителейполуострова, известных нам поантичным источникам - тавров икиммерийцев, которые ещё за долго до н.э.растворились в болеемногочисленных пришельцах - античных греках искифах.

    Изимеющихся археологических материалов с полнойуверенностью можноутверждать, что изначальные жители этих мест - таврыбыли автохтоннымнаселением, реликтом мегалитической эпохи, оставившейхарактерныепамятники (менгиры, кромлехи, дольмены) по всемуСредиземноморью. Похарактеру захоронений, а отчасти и керамики, таврыбыли близки кнаселению Западного Кавказа, где отмечается наибольшаяконцентрациямегалитических памятников в пределах бывшего СоветскогоСоюза.

    Близость двух регионов обусловила значительные этнические контакты между Крымом и Кавказов и в последующие исторические эпохи.

    Сполнойувереностью можно сказать, что определяющимэтническим(культурно-лингвистическим) компонентом в формированиикрымских татарбыл тюркский: кипчако-половецкий в Степном Крыму иогузский(малоазийские тюрки) - на Южном берегу Крыма. Но этоутверждение большеотносится к области культуры и языка, подверженныхзначительнымизмениям в историческом плане, но не показывающемгенетические связинарода.

    По вопросу о происхождениисовременногокрымскотатарского этноса более ясную картину даютантропологические игенетические исследования, проводившиеся в разноевремя среди населенияКрыма.

    По современным генетическимисследованиям на основенаследования по Y-хромосоме большинство крымскихтатар относится кгаплогруппе R1a1 (индо-арийская гаплогруппа,сформировавшаяся вВосточной Европе, и участвовашая в заселении Индии) -32%. Длясравнения среди других народов - худжандские таджики (64 %),киргизы(63 %), ишкашими (68 %), лужичане Германии (63 %), поляки (ок.56 %),русские (52 %), белорусы (52 %), украинцы (ок. 48 %), казанскиетатары34 %, болгары - 14.7%. В Европе имеет довольнонезначительноераспространение: Исландия - 23 %, Швеция - 18-22 %. Втоже время,поразительным фактом является абсолютный максимум убрахманов индийскихштатов Западная Бенгалия и Уттар-Прадеш - 72 % и 67%. В Иране даннаягаплогруппа представлена лишь 25 %.

    Также значительную долюсреди крымских татар имеют носители гаплогрупп J1 (ближневосточнаягруппа) и G (западнокавказская) - 18%.

    Внастоящее времягаплогруппа G с наибольшей частотой встречается средиосетин (до 75 %),терских казаков (53%) и шапсугов (около 80 %). До 17века Черкессия(Западный Кавказ) также была частью Крымского ханства,между двумярегионами происходили значительные миграции населения (вкрымскойтопонимике довольно часто встречается топоним"черкес","черкес-кермен").

    J2 (ближневосточная группа, характерная для еврейского населения) имеет среди крымских татар тоже значительный процент - 14.

    Следствиеммонгольскогозавоевания Крыма является распространение среди татар,прежде всего,степных (ногаев), гаплогруппы C, характерной дляЦентральной Азии, - 9%.

    Гаплогруппы E и I - по 5% каждая.Основной ареал распространенияимеют на Балканском полуострове и югеИталии. Гаплогруппа E (хамитская),кроме Балканского полуострова,представлена в Северной Африке (Египет,Марокко) и Эфиопии, где каксчитается она и возникла.
    Аватара пользователя
    Марийка

     
    Сообщения: 9
    Зарегистрирован: 16 май 2011, 12:59

    Re: Крымцы, антропология , гаплогруппы

    Сообщение Марийка 17 май 2011, 13:55

    Средикрымских татар полностьюотсутствует гаплогруппа N, представленная восновном средифинно-угорских народов (среди русских - 16%).

    Ещёв 1926 годуГ.А. Бонч-Осмоловский произвёл основательныеантропометрическиеисследования населения Крыма, которые даливозможность Н.Теребинской-Шенгер выделить в рамках крымко-татарскогонарода триосновных антропологических типа, имевших в то времяконкретнуюгеографичекую привязку на полуострове:

    1. Степные татары.

    2. Горно-предгорные татары.

    3. Южнобережные татары.

    Степныетатары(ногаи) в расовом отношении европеоиды с элементамимонголоидности (~10%). Они имеют меньший рост, меньшую высоту черепа,меньший размер длиныглазной щели и больший угол косого разреза, чем удругих типов.

    Кэтому можно добавить описание Густава Радде(1856 г.): "...желтоватый итемный цвет лица, нередко переходящий вмедно-красный; глаза темные; носнебольшой и почти всегда сплюснутый;волосы черные и борода весьмаредкая".

    Обе характеристикиуказывают на несомненноеприсутствие монголоидного расового комплекса,характерного длясредневекового населения южнорусских степей -монголо-татар исмешавшихся с ними кипчаков (половцы древнерусскихисточников).

    Диалект степняков принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков.

    Назначительныйкипчакский компонент в Крыму указывают многие источники:арабскийгеограф ал-Идриси (12 век), монах-францисканец ВильгельмРубрук (13век).

    Турецкий путешественник 17 века Эвлия Челебитакохарактеризовал население Степного Крыма: "Татары говорят на 12языках,а язык одних понимают через переводчика...Есть там прежде всегоязыкчагатайский (староузбекский), а затем язык кумыкский, языкмонгольскийили ногольский, язык туркменский, ногайский, кайтацкий,моракский,хешдекский, дагестанский, аджамский, хинди, узбекский иболгарский. Людивсе эти татары. Этот народ татарский не знаетнаговоров, клеветы,недоверия, ненависти, высокомерия или зависти, онне склонен кого-либопредавать бесчестию, настраивать одних противдругих...Слыша, что долженприйти сплетник или клеветник, люди этиубегают от него. Вреждебностьсвою и ненависть показывают только тогда,когда идут с войной на другиенароды или когда на них нападают играбят...Питаются они всегда мясом.Едят они мясо всякого зверя, а вего шкуру одеваются, то есть делают изнего шубу....смешав кровь спшеном, пьют кровь всякого зверя, какпохлебку. Есть также несколькотысяч татар, которые в жизни своейникогда не пили воды. Пьют онивместо этого разновидность молокакобыльего (кумыс). Кроме этого народаногаев, живут на полуостровеКрымском люди, привыкшие сторонитьсядругих, сведущие в ремесле инауках. Люди эти называются бадыраками."
    Аватара пользователя
    Марийка

     
    Сообщения: 9
    Зарегистрирован: 16 май 2011, 12:59

    Re: Крымцы, антропология , гаплогруппы

    Сообщение Марийка 17 май 2011, 13:56

    Горно-предгорныетатарыотносятся к среднеевропейскому расовому типу и внешне похожинапредставителей народов Центральной и Восточной Европы. Довольночастовстречаются переходные и светлопигментированные типы. По росту,высотечерепа, длине и разрезу глазной щели они ближе к степным группам,а подругим размерам анатомического строения лица - к южнобережнымтатарам.

    Нужнозаметить, что приведённые данные по антропологиигорных татар донекоторой степени являются обобщёнными, так какнаселение практическикаждой деревни горного Крыма имело своиособенности.

    Диалектгорных татар также относится к группекипчакских языков, но с ужебольшим количеством огузских заимствований изаметным числом арабских игреческих слов.

    Густав Радде такописывал горных татар: "...онивысокого роста и хорошо сложены, цвeтлица у них более светлый,приближающийся к цвету кавказского племени,глаза большие и темные,волосы и борода густые и черные."

    Необходимоотметить, чтосреди населения горного Крыма (район Бахчисарая) нередокисветлопигментированный тип (светлые волосы, голубые глаза).

    Некоторыеисследователисчитают их потомками готов (германских племён эпохиВеликого переселениянародов): в частности антрополог Г.И. Петров,проводивший исследования вдеревне Черкес-Кермен в 1920-х годах. Поисследованиям Г.И. Петрова, ужителей деревни сохранились некоторыечерты, как он считал, физическогооблика крымских готов - высокий рост,светлая окраска волос, глаз икожи.

    Ещё в 16 веке немецкийпутешественник барон Бусбеквстречал в Константинополе крымских готов,не забывших родной язык(некоторые слова крымских готов он записал,составив небольшойсловарик). Они сообщили ему о существовании в горномКрыму готскихпоселении, которые продолжали сохранять язык, обычаи ивоинственостьпредков (крымские таты обязаны были выставлять для армиитурецкогосултана и крымского хана отряды лучников, также участвовавшихв походахна сопредельные страны).

    Исключительно интереснымфактомявляется преемственность населения горного Крыма на протяжениимногихстолетий, отмеченная советским антропологом В.П. Алексеевым(1980, 1989)в ходе изучения мусульманских могильников датированных18-19 вв.

    "Лицевойскелет умеренно широкий и средней высоты; носпри средней ширинегрушевидного отверстия относительно узкий; черепнаякоробка короткая инизкая, при этом очень широкая, что приводит к резковыраженнойбрахикрании. Таким образом, наблюдается комплекс признаков,который вразличных модификациях распространён в восточных районахрасселенияпредставителей европеодной расы, а с эпохи бронзы, раннегожелеза ираннего средневековья зафиксирован у населения, оставившегомогильники вСредней Азии и Поволжье. Этот комплекс признаковфигурирует во многихописаниях типов европеоидов: северный вариантпонто-загросской расы,туранская раса, раса Среднеазиатскогомеждуречья."

    Судя поэтнической и политической карте ВосточнойЕвропы, которая известна изописаний авторов 1-2 вв. н.э., на рубеже ив начале нашей эры в СеверномПричерноморье обитали алано-скифы.

    Изучениераннесредневековогомогильника Чуфут-Кале, горная часть Крыма,(Соколова, 1958) такжеуказывает на связь с древними скифами:"Население раннесредневековогоЧуфут-Кале принадлежит ксармато-аланской группе, которая по своемуморфологическому типу близкак скифам, в частности к типу из некрополя"Неаполь Скифский" (районсовременного Симферополя), либо этническиявлялась позднескифской, ноусвоила сарматский обычай деформацииголовы."
    Аватара пользователя
    Марийка

     
    Сообщения: 9
    Зарегистрирован: 16 май 2011, 12:59

    Re: Крымцы, антропология , гаплогруппы

    Сообщение Марийка 17 май 2011, 13:56

    На искусственнуюзатылочную деформацию указывает иГ.Ф. Дебец (1949), изучавшийсредневековые некрополи: Эски-Кермен,Мангуп-Кале и Херсонеса.

    Сармато-аланскийрасовый комплексархеологи связывают с салтано-маяцкой культурой широкораспространнёнойв степях Восточной Европы вплоть до IХ века.Любопытно, что при изучениидвух памятников 8-10 веков -Верхнесалтановского (аланского) иНейталовского (протоболгарского),расположенных на противоположныхберегах Печенежского водохранилища(Харьковская область Украины), вместес характерными (деформированными)черепами алан в Верхнесалтановскомпамятнике нередко встречаются вещихарактерные для протоболгар, а впротоболгарском Нейталовском, гдепреимущественно брахикранные имезокранные черепа, вещи характерные дляалан. Подобное смешение двухкультурных комплексов было характерно идля хазарского Саркела.

    Начинаяс 4 века в Причерноморские иПриазовские степи проникают тюркскиеплемена (гунны, протоболгары,хазары) постепенно ассимилировавшиеаланское население, котороепостепенно переходило на тюркский язык.Тюркские племена (протоболгары,хазары) в свою очередь воспринималиболее развитую местную аланскуюкультуру. Именно с хазарского периоданачинается постепенная языковаяассимиляция населения СеверногоПричерноморья, и в частности Крыма. Нонесмотря на переход на тюркскийязык, сармато-аланский культурныйкомплекс сохранялся среди населенияКрыма вплоть до начала 20 столетия(в том числе и в одежде: любопытныепараллели видны при сравнениискифского костюма с крымскотатарским).

    Характернаядля аланискусственная деформация головы была отмечена у крымских татарЯ.Я.Рогинским (1928) и К.С. Мережковским (1890), но уже у современногоимнаселения Южного Берега Крыма. То есть этот древний признаксохранялсяу крымцев даже в начале 20 века.

    Нашествие гуннов,вообще,увлекло алан своим потоком в Европу, где аланы входили вплеменной союзгуннов и участвовали в завоеваниях. В своём движение назапад аланыпрошли Италию, Францию, Пиренейский полуостров и оказались вСевернойАфрике. Особенно прочно аланы закрепились в Паннонии (Венгрия),гдевенгерские короли даровали им земли (Ясшаг) и аланы длительноевремясохраняли своё этническое самоназвание под этнонимом асы.

    Последующиеволнытюрков-кочевников (печенеги, половцы) оттеснили аланскоенаселение изстепей Северного Причерноморья в горы Кавказа и Крыма.

    Но ещё в 13 веке Вильгельм Рубрук на пути из Судака к Перекопу в степи встречал алан.

    Другойисточник13 века - христианский миссионер Феодор, указывал, что вЮго-ЗападномКрыму близ Херсонеса расселены аланы, охранявшие подступык городу. Этутерриторию он назвал Малой Алание, в противовескавказской - БольшойАлании.

    Из описания Аммиана Марцелиана (4в.н.э.) следует, чтоу алан также, как и готов, былсветлопигментированный тип: "...почти всеаланы высоки ростом икрасивы; с умеренно белокурыми волосами; онистрашны сдержанно-грознымвзглядом очей..."
    Аватара пользователя
    Марийка

     
    Сообщения: 9
    Зарегистрирован: 16 май 2011, 12:59

    Re: Крымцы, антропология , гаплогруппы

    Сообщение Марийка 17 май 2011, 13:56

    Говоря одоминировании готского или аланскогокомпонентов всветлопигментированных популяциях татов горного Крыма,следует отметить,что уже к 15 веку, благодаря культурному сближению врамках греческойправославной церкви, оба народа смешались, получивнаименованиеготаланы. Венецианский купец Иосиф Барбаро (15 век) писал:"...ЗаКаффой, по изгибу берега, находится Готия, за ней - Алания.Первыми вэтом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали этистраны исмешали своё имя с именем аланов. ...ввиду смешения одногоплемени сдругим они называют себя готаланами." Как видно из этогоописания данныйантропологический и культурный комплекс должен былсохраниться и наЮжном берегу Крыма.

    Южнобережные татары имеютбольший, чемдругие группы, рост, а также большую высоту черепа и длинуглазной щели.В расовом отношении южнобережные татары принадлежат кюжноевропейской(средиземноморской) расе и внешне похожи на греков,итальянцев, турок.Однако встречаются отдельные представители этойгруппы с ярковыраженными чертами "североевропейского" типа (светлаякожа, светлыеволосы, голубые глаза). Например, жители деревниКучук-Ламбат (нынеКипарисное) и Никита относились именно к этому типу.

    Опроисхожденииэтого расового комплекса от готаланов уже выше сказано.Однако средибольшинства южнобережных татар всё же преобладалюжноевропейский расовыйпризнаки в различных его вариациях.

    ГустовРадде такохарактеризовал южнобережных татар: "Они высокого роста икрепкоготелосложения; цвет лица у них смуглый, но не желтый, как уногайцев;лицо продолговатое и приятное; нос прямой, нередко греческийилиримский; волосы и глаза черные."

    Южный Берег Крыма вплотьдоКючук-Карнайджийского договора (1778 г.) входил, сначала, - всоставгенуэзских колоний, потом - Османской империи, и не подчинялсякрымскимханам.

    Турецкий путешественник 17 века Эвлия Челеби онаселенииЮжного Берега Крыма оставил следующее описание: "Народтамошний - этонароды греков и лазов (прим.: лазы - субэтносгрузин-картвелов,проживающий на черноморском побережье в пределахсовременной Турции),говорящих между собой по гречески, но имеют другойязык и выражения...не язык иудейский или язык народов аланов...когдаони между собойразговаривают, человек весьма удивляется (скорее всего,данный отрывокотносится к готам)." Тот же автор отмечает, что ханскаягвардия -"капыкулы", расселённая в районе Бахчисарая (горный Крым),состояла изкавказских народов: "... Однако они не татары, но потомкиабхазов,черкесов и грузин."

    Другим кавказским компонентом внаселенииКрыма были армяне. Причём, в Крым армянские переселенцыначалипроникать ещё с 8 века. Наиболее массовый поток их устремилсянаКрымский полуостров в 13 веке, после разрушения монголамидревнейстолицы Армении Ани. В основном они селились в городах исёлахвосточного Крыма: Каффа, Солхат (Старый Крым), Карасубазар(Белогорск).Армяне составляли большинство населения Каффы (46 тыс. из70 тысячногонаселения), которая становится их культурно-религиознымцентром запределами исторической Армении. Начиная с 14 века вевропейскиххрониках за Восточным Крымом закрепилось даже название -МорскаяАрмения.

    Монастырь Сурб-Хач (около Старого Крыма)становитсярелигиозным центром для армян всей Восточной Европы.Любопытныписменные источники армян того периода (14 в.),характеризующиеэтнические и культурные процессы среди населения,населявшего в товремя Крым. Судебные книги и переписка купцов написаныармянскимписьмом, но на тюркском (кипчакском) языке. Лингвисты выделяютособыйармяно-кипчакский язык (тюркский в основе, но включавший всебягрецизмы, арменизмы и германизмы). Этим же языком армянепользовались ив повседневной жизни, на родном же языке велось лишьбогослужение.
    Аватара пользователя
    Марийка

     
    Сообщения: 9
    Зарегистрирован: 16 май 2011, 12:59

    Re: Крымцы, антропология , гаплогруппы

    Сообщение Марийка 17 май 2011, 13:56

    Ещёодин значительный пласт в населении Южногоберега составлялималоазийские тюрки (огузы): об этом сообщают ГийомРубрук и арабскийпутешественник Ибн-Батута (13 в.), а в греческомсинаксарии Судака(того же периода) упоминается множество христиан стюркскими именами.Особенно много переселялось в Причерноморьеремесленников-огузов, вкоторых особенно нуждались развивающиеся городаКрыма.

    Поразительноеописание культуры прибрежного Крымаоставил Ибн-Батута, побывавший вКерчи: "Я увидел церковь, направился кней, застал в ней монаха, и наодной из стен увидел изображение мужчиныарабского в чалме, опоясанногомечом и с копьём в руке. Перед ним горелалампада. Я сказал монаху:"Что это за изображение?" Он ответил: "Этоизображение пророка Али", -и я удивился ответу его" (Тизенгаузен, 1884,с.279).

    По мнениюСидоренко В.А. ("Тюркские народы Крыма" М.:"Наука", 2003) этосвидетельствует о мусульманско-христианскомдвоеверии, что также нелишено основания, но больше говорит о фактеприсутствия в Крымузначительного числа мусульман-шиитов (приверженцевимама Али), длякоторых также характерен значительный религиозныйсинкретизм.

    Тотже Сидоренко отмечает, что массовая эмиграцияогузов в Румелию иСеверное Причерноморье была вызвана подавлением вТурции шиитскоговосстания Баба-Исхака (1239 г.), выступившего подлозунгами социальнойсправедливости и прихода власти махди (мессии изрода Али).

    Особеннозначительна была миграция огузского родатахтаджи. Любопытно то, чтопод этим этнонимом в современной Турцииизвестны тюрки нусайриты(алавиты), для религии которых характернообожествление, как имама Али,так и Христа, и отмечающих все основныехристианские праздники -Рождество и Пасху. (Прим. Нусайриты - это"радикальная шиитская секта",близкая али-иллахам и исмаилитам,распространённая в основном в Сирии иЛиване).

    Какие же факты ещё могут говорить о шиитском влиянии на религиозные представления крымцев?

    Подобныхфактовв современной культуре крымских татар осталось немного, но ониесть.Один из них - это празднование одого из главных шиитскихпраздников -Ашура, "День Поминовения Пророков и Посланников Аллаха" (укрымскихтатар - Ашир-Куню)!
    Аватара пользователя
    Марийка

     
    Сообщения: 9
    Зарегистрирован: 16 май 2011, 12:59

    Re: Крымцы, антропология , гаплогруппы

    Сообщение Марийка 17 май 2011, 13:57

    Этот день отмечается и среди ортодоксальных мусульман (суннитов), но не носит траурной окраски: "В этот день родился пророк Ибрахим, вознесся на небо пророк Иса (Иисус), спасся от преследования фараона пророк Муса..." У шиитов праздник носит траурную окраску - день поминовения внука пророка Мухаммеда, и сына Али, имама аль-Хусейна ибн Али (626 - 680 гг.). Эта особенность пресуща и крымским татарам (конечно же, без крайних проявлений траура, как в Иране или Ираке): после праздничной трапезы обязательно произносилась молитва: "За упокой души Асана, Усеина."

    Почему же нет других культурно-исторических фактов о присутствии шиитов в Крыму?

    Как известно, одной из главных особенностей оппозиционного шиитского ислама была "такийя" - сокрытие своей веры от непосвящённых. Показательно, что значительная часть исмаилитов Синда (Индия) после утраты духовной и политической связи со своим имамов, спустя несколько поколений, обратилась в суннизм, в значительной мере утратив особенности своего вероисповедания. Тот же процесс мог произойти и в Крыму - после вхождения всей территории Крыма, включая бывшие османские владения, в состав Крымского ханства (суннитский ислам), а затем и Российской империи (непонимание специфики региона и исламских традиций со стороны царского правительства вызвала значительную эмиграцию с полуострова).

    Ещё один факт заставляет задуматься! В.А. Сидоренко отмечает: в фирмане последнего крымского хана Шагин-Гирея предусматриается налог на иноверческое население!? Откуда взялись в 1783 г. иноверцы (христиане?) в Крыму, если незадолго до того, в 1778 г. из Крыма было выселено всё христианское население (греки-румеи, греки-урумы и армяне)? В камеральном описании Крыма, составленным генерал-порутчиком Ингельстромом значится 1042 двора иноверцев, проживающих в горной части Крыма.

    В преданиях греков Приазовья (переселённых из Крыма) отмечается, что процесс был болезненным и многие были вынуждены принять ислам, чтобы не покидать родину. Схожие факты можно узнать и от современных представителей старого поколения крымских татар, говорящих о том, что их предками были греки. То есть часть греков сменила религию и, поэтому, никак не могла оказаться в числе иноверцев. Стоит оговориться, что под понятием грек в средневековом Крыму понималось население исповедующее греческое православие, среди которого, как уже отмечалось, были и потомки алан, и готов, и тюрков (кипчаки, огузы).

    Таким образом, вопрос остаётся открытым - кого в фирмане подразумевали под иноверческим населением? Возможно, это и есть оставшиеся на полуострове мусульмане-шииты... Общеизвестено, что ортодоксальное суннитское духовенство отрицательно относится к шиитам, а ряд направлений (нусайриты, исмаилиты, ахл-и-хакк) откровенно подвергались преследованиям даже в Иране (со стороны шиитов-имамитов).

    Скорее всего, к 20 столетию шиитское население Крыма ассимилировалось (приняло суннитский ислам) или отчасти покинуло полуостров с одним из многочисленных потоков мигрантов, оставив незначительный культурный след на полуострове.

    Интересен тот факт, что помимо тахтаджей, в современной Турции, шиизм исповедуют также и потомки балканских тюрков, в число которых могли попасть и выходцы из Крыма (эмиграция татар из Крыма была направлена не только на территорию современной Турецкой республики, но и в Румынию и Болгарию).

    Удивительным явлением на полуострове, о котором упоминают многие исследователи (М.А. Араджиони, В.А. Сидоренко), является мусульманско-христианское двоеверие среди населения Горного Крыма. В рамках одной семьи были, как христиане, так и мусульмане. В книге судейских решений Мангупского кадылыка (17 век) зафиксировано: "Мусульманка Фатьма из с. Богатырь, дочь Гавриила, просила, чтобы из её дома христиане вынесли крест, оставшийся после отца, и этот крест был перенесён в дом христианки Вении, дочери Мухаммеда..." (М.А. Араджиони, "Крымские греки").
    Аватара пользователя
    Марийка

     
    Сообщения: 9
    Зарегистрирован: 16 май 2011, 12:59

    Re: Крымцы, антропология , гаплогруппы

    Сообщение Марийка 17 май 2011, 13:57

    Суфийские ордена, имевшие распространение на территории Крымского ханства (мевлеви, джельветия, накшбенди и др.), имели также неортодоксальные взляды на ислам. На вопрос Эвлия Челеби об отце пророка Мухаммеда дервиши Акмесджида (сов. Симферополь) ответили: "...мать Иисуса, пророка казаков, воюющих с нами, была Мать Мария, и наши казаки любят Его доброго отца."

    И не случайно, что многие традиции крымцев также во многом пропитаны христианской культурой: 6 мая отмечался празник Хадырлёз (праздник святого Хадыра и Ильяса), совпадавший с празднованием у христиан дня Св. Георгия и Ильи; день зимнего солнцестояния - Йыл Геджеси, или Календа (у южнобережных татар) повторяет во многих чертах христианское Рождество; многие праздники отмечались совместно с соседями христианами и традиционно заканчивались коллективным танцем - "хоран" (общим, как для крымских татар, так и для современных приазовских греков).

    Примечательным явлением является и то, что многие крымские ханы давали деньги на поддержания христианских монастырей (Успенский монастырь) и на постойку церквей, что говорит о существенной веротерпимости (как принято сегодня говорить - толерантности) среди населения Крыма.

    Заслуживает внимания другое: по приказу атамана Ивана Сирко (1653 г.) были убиты 3 тысячи русских невольников, которых он освободил из плена. Пленники не пожелали возвращаться на родину (уходить из Крыма). Тогда атаман, исходя из своим религиозным убеждения, казнил все три тысячи человек, - чтобы "спасти их от Страшного Суда".
    Аватара пользователя
    Марийка

     
    Сообщения: 9
    Зарегистрирован: 16 май 2011, 12:59

    Re: Крымцы, антропология , гаплогруппы

    Сообщение Марийка 17 май 2011, 13:57

    Многие "невольники" в Крыму принимали мусульманство и их отдельные поселения фиксировались даже в начале 20 века .

    Завершая этнографичекое описание крымских татар необходимо добавить, что, исходя из доступных нам статистических данных о современном крымскотатарском населении полуострова, большинство ныне живущих в Крыму репатриантов-крымцев являются потомками именно горных и южнобережных татар, и лишь 13% прибывших на полуостров являются выходцами из Степного Крыма: Евпатория, Джанкой, Белогорский и Сакский районы (В.В. Степанов, "Тюркские народы Крыма"; М.: "Наука", 2003).

    В ходе эммиграции крымских татар 18-19 вв. значительная часть степного Крыма была практически лишена коренного населения. Чтобы вернуть эти земли в экономический оборот Российской империи, царским правительством было принято решение о переселение на "освободившиеся" земли безземельных горных татар, а также крестьян из России и Украины.

    Таким образом, часть населения степного Крыма является также потомками горных и прибрежных татар.

    Интересные исследования были проведены в 1997-1998 гг. среди крымскотатарского и ногайского населения современной Турции Хенриком Янковским (Польша). Несмотря на то, что в настоящее время принято объединять ногайское и крымскотатарское население Крыма в один народ, в Турции в ходе исследований были отмечены некоторые отличия в самосознании двух групп (несмотря на многовековые связи двух народов). Как правило, в Турции они расселены отдельными поселениями (провинции: Анкара, Конья, Эскишехир, Адана).

    Некоторые ногайцы заявляют, что они не имеют ничего общего с Крымом, а являются выходцами "из Москвы", "с Кавказа", "с Волги" или "с Кубани".

    В свою очередь среди крымцев принято несколько высокомерное отношение к ногайцам, которых они называют - "ат эти ашагъан арам ногъай", т.е. "грешниками - ногайцами, которые едят конину". Как одна, так и другая, группа постепенно утрачивают родной язык, на котором разговаривает в основном старое поколение.

    Кроме татарских и ногайских сёл, в Турции есть ещё и поселения крымских цыган, также говорящих на крымскотатарском языке. Пародоксально, но крымские татары, проживающие в Турции, считают, что именно у цыган татарский язык сохранился особенно хорошо...

    Все перечисленные факты говорят о том, что попытки внести вражду между крымцами и другими народами Крыма, а также радикализировать ислам среди кымских татар, исторически и культурно не состоятельны. Детальное изучение истории Крыма (многие факты взаимоотношения Крыма с Россией и Турцией, просто, не афишировались) тоже дают повод к размышлениям...

    http://www.turlocman.ru/ukraine/1837
    Аватара пользователя
    Марийка

     
    Сообщения: 9
    Зарегистрирован: 16 май 2011, 12:59

    Re: Крымцы, антропология , гаплогруппы

    Сообщение pixelranger 27 авг 2011, 00:44

    Очень серьезная статья с ценными суждениями но без ссылок.
    Аватара пользователя
    pixelranger

     
    Сообщения: 1
    Зарегистрирован: 23 авг 2011, 00:24

    След.

    Вернуться в Генетика

     


    • Похожие темы
      Ответы
      Просмотры
      Последнее сообщение

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


    cron