История абхазо-адыгского этнокультурного мира уходит корнями в глубокую древность и самым тесным образом взаимосвязана с историей средиземноморско-черноморских цивилизаций. Проблема автохтонности абхазо-адыгов относительно территории северо-восточного сектора Черного моря, а также анатолийского побережья, разрешена в ряде фундаментальных работ последних двух столетий. Рассмотрение этногенеза абхазо-адыгов представляется целесообразным начать с так называемой киммерийской версии.
КИММЕРИЙЦЫ. Одним из первых в российской историографии о киммерийском происхождении черкесов писал Ф.А. Щербина; о киммерийцах он говорит в двух главах своего труда — в первом томе в третьей главе «Богатырские памятники и древнейшие народы Кавказа» и в первой главе «Черкесы» второго тома. Если не принимать во внимание довольно запутанную и совершенно умозрительную теорию о родстве древних греков, черкесов, пелазгов, киммерийцев и скифов, на арийской почве, которую автор развивает последовательно на протяжении всей третьей главы первого тома, его взгляды по поводу киммерийского прошлого черкесов довольно обоснованы. Ф.А. Щербина констатирует, что киммерийцы являются первым известным в истории народом, заселявшим территории Северного Кавказа и Северного Причерноморья. Далее, ссылаясь на Услара, он говорит о киммерийцах как о предках осетин, относя и тех, и других к индоевропейцам. Точно также, ссылаясь на Услара, но уже во втором томе он выводит киммерийское происхождение черкесов. После скифского вторжения, согласно Щербине, киммерийцы покинули Северное Причерноморье, но удержались в горах. При этом автор ссылается на Дионисия, автора второго века н.э., который перечисляет среди народов Западного Кавказа собственно киммерийцев. В общем итоге, киммерийцы у Щербины предстают самостоятельным арийским этносом, древнейшим обитателем территории Черкесии, который прекратил свое государственное существование в VII в. до н.э. в результате скифской экспансии и растворился в северокавказской черкесской среде.
Последующая историография киммерийской проблемы получила два основных направления — индоевропейское и кавказское (абхазо-адыгское). В наиболее развернутом виде киммерийская версия происхождения абхазо-адыгов была предложена Л.И. Лавровым. К киммерийскому союзу племен он относил тавров, керкетов, меотов, зигов, ахеев и синдов. Но надо отметить позднейшее происхождение данных этнонимов. К остаткам киммерийцев относил меотов В.П. Шилов, считавший, что этот древнейший этнический массив Западного Кавказа был «адыго-абхазоязычным». Аналогичное мнение высказывал С.А. Токарев4. По поводу адыго-абхазоязычности древнейших насельников Западного Кавказа и Северного Причерноморья продуктивные наблюдения были сделаны Иванэ Джавахишвили, который различал среди имен причерноморской эпиграфики (в основном боспорской) имена с окончанием на -агос, -акос. В этих окончаниях грузинский академик видел типично адыгские окончания имен -аго, -ако, -аква, -акуо, с добавлением греческого -с5. Исследование Иванэ Джавахишвили послужило базисным для целого ряда последующих работ. Так, М.И. Артамонов высказал мысль, что династы Боспора Спартоки не были фракийцами по происхождению и «не исключена возможность, что Спарток не был фракийцем даже по имени», — меотов этот же автор считал «остатками киммерийского союза, если не собственно киммерийцев»6. В связи с концепцией И.А. Джавахишвили — М.И. Артамонова значительный интерес представляет собрание имен тракийских (фракийских) династов, также имеющих специфическое адыгское оформление: Мет-Метоко, Рез-Резоко, Аматоко, Сарат-Саратоко, Спарад-Спарадоко7. Принимая во внимание монографию Мет Иззет-паши Дженатуко «Старые фракийцы и черкесы» и второй том «Происхождения черкесов» Айтека Намитока, также посвященный историко-этнографическим параллелям между траками (фракийцами) и черкесами, можно констатировать актуальность фракийской темы в контексте киммерийской версии происхождения абхазо-адыгов.