Весьма глубокая и волнующая, на мой взгляд, тайна, обозначена этим именем — Кубачи. И она пока еще почти не выявлена, не обозначена даже пунктирным контуром гипотез. Прежде всего потому, сама тайна принадлежит Европе, к тому же средневековой, крестоносной, но она спрятана очень далеко от пределов Запада.
Кубачи — поселок городского типа (а ранее аул) Дахадаевского района Дагестана; сюда можно добраться автобусом из Дербента. Народ кубачи — это одна из ветвей даргинцев, и язык их — одно из двенадцати даргинских наречий, нахской группы. Сейчас кубачинцев около трех тысяч.
Сами кубачинцы именуют свой аул грозным именем Угбуг, что означает «убийцы, губители». Но, впрочем, имеется в виду не свирепость кубачинцев, а непобедимое кубачинское оружие. В Кубачи живут мастера, которым нет равных. Они исполняют любые тонкие работы с металлом, но их призванием, прежде всего, всегда было оружие и доспехи; но это не просто ремесло, а сакральное искусство, философия, если угодно — магия. Слава кубачинского оружия — распространилась на весь мир.
С VI века в арабских источниках упоминается название Зирихгеран. Это название на фарси означает «страна тех, кто делает доспехи», по-русски получается нечто вроде «бронники» или «кольчужники». Около 1467 года впервые упоминается имя Кубачи (или Гюбечи), слово это тюркское, означает «бронники, изготовители доспехов».
Все три имени аула и живущего в нем народа означают одно — ремесло. И в этом странность: получается, что кубачинцы — народ без древнего, исконного наименования.
Но есть еще одно имя, четвертое. Соседи (лакцы, кайтаги и лезгины) кубачинцев называют странно — пранг-капур, то есть франки. Более того, сами угбуги-кубачи считают, что их род из Франции.
Первым о потомках европейцев на Кавказе сообщил полковник Иоганн Густав Гербер (умер в 1734 году), — он побывал в тех краях в 1727 году. Спустя полвека академик Иоганн Антон Гильденштедт (1745–1781) в описании своего путешествия по Кавказу сообщил, что в Кобачи живут потомки генуэзцев. Они бежали в горы от войск Чингисхана в 1220–1230-х годах, долго оставались христианами, потерпели гонения, скрывались и только после долгих преследований приняли ислам.
Опираясь на эти известия, в 1782 году в Кубачи добрались пасторы Грабш и Груль, миссионеры Церкви Моравских братьев. Они надеялись, что кубачинцы являются потомками немцев и чехов, воинов Яна Гуса и что они сохранили вероучение первых гуситов. Тщетно — ни одного гусита в ауле не нашлось.
В 1797 году в Кубачи побывал путешественник, учёный, романтик и мистик граф Ян Потоцкий (1761–1815), автор знаменитой «Рукописи, найденной в Сарагосе». В его записях подтверждается легенда о пранг-капурах. А в 1834 году в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) вышла книга некого В. Бранкеля на немецком языке — «Детальные сведения о кубачинцах, горцах Кавказа, как вероятное, происхождением германцев».
В устных рассказах, которые были зафиксированы в Кубачи на протяжении XIX и XX веков, в целом повторялась одна и та же версия. Обычно говорится, что французов было сорок. Их вызвал из Франции то ли шах Ирана, то ли кумыкский шамхал из Тарки (ныне Махачкала). А сами пранги называли себя карбуки. Совсем рядом с Кубачи есть аул Харбук. Его часто именуют младшим братом Кубачи. В средние века здесь тоже существовала крохотная страна-община — Шандан (то есть «сталь» по-даргински). Сотни лет в Шандане ковали клинки, а украшали их в Зирихгеране.
Грузинский историк Лука Исарлов (1817–1893) в интереснейших «Письмах о Грузии» (1899) сообщил:
[В 1830-х годах] кобачинцы часто приезжали в Тифлис к католическому префекту, патеру Филиппу, как к французскому священнику, рекомендуя себя потомками франков. ... Они показывали патеру Филиппу старинные рукописи, писанные на пергаменте, объясняя, что эти пергаменты остались от их предков, франков, что религия их была того народа, на языке которого писаны эти пергаменты, сохраняемые ими, как святыни, хотя они сами стали уже мусульманами. Рукописи были писаны на латинском языке. Главноуправляющий барон Розен, к которому